Subject: [club-l] Ответ: [club-l] Tretjakov and Gutman


привет!

-----Original Message-----
From: inter.contacts.inc 
To: club-l@lists.cityline.ru 
Date: Monday, March 30, 1998 4:41 PM
Subject: [club-l] Tretjakov and Gutman


Дабы предотвратить возможные проблемы, сразу заявляю со всей
ответственностью: все, что я напишу ниже является моей личной точкой зрения
и никак не отражает точку зрения ММВ. Кроме того, я никого не хочу задеть
или обидеть. Но обсуждаемая тема очень мне интересна, в связи с чем я не
откажу себе в удовольствии слегка подискутировать. ;)) Также прошу извинить
за обильное цитирование: хотелось, чтобы мы все время помнили, о чем,
собственно, идет речь.

>"... мечта о том, что академическая культура может когда-нибудь стать
>популярной является галлюцинацией, и довольно причудливого свойства.
>Культура, в противоположность комфорту, никогда не была и не будет
>достоянием миллионов, даже если миллионы этого и захотят..."

>популярной, не такое уж плохое дело и, чёрт с ним, если благодаря имени,
>скажем Мстислава Растроповича, какой нибудь индивид, до этого никогда не
>бывавший на классическом концерте, пойдёт туда в первый раз, и благодаря
>этому концерту заинтересуется впринципе классической музыкой. Не надо

Дело в том, что благодаря имени Ростроповича или Паваротти на концерты ходят
не индивиды - на концерты толпы ходят: это "круто", престижно и т.п. Но
что-то не видно людей, которые, увидев Ростроповича, захотели бы серьезно
"влезть" в классику. Скорее он вызвает раздражение - как любой "понтярщик".
Проблема не в том, что Ростропович набирает себе очки, а в том, что то, чем
он (и иже с ним) занимаются не является популяризацией. По сути это как раз
профанация: низведение всех ценностей до уровня, на котором они становятся
понятны толпе, но уже перестают быть ценностями.

Вообще, простите мне столь резкое высказывание, но НЕ МОЖЕТ Брамс быть
понятен всем. Deep Purple могут, а Брамс - нет. Современная поп-культура
построена на оболванивании людей, так, чтобы им приходилось по возможности
меньше работать головой. Академическая музыка, напротив, требует наличия
определенного
культурного уровня, определенных моральных качеств...  А дальше уже - работа
над собой, чтение книг
(не из серии "Мастера российского детектива" естественно), то есть все те
вещи, от которых большинство современных людей клонит в сон. И, уверяю Вас,
всегда была музыка, для восприятия которой не требовалось особенного ума, 
и
всегда большинство слушало ее с удовольствием. Большинство людей составляют
ленивые, и далеко
не всем интересно свою лень перебарывать.

>главное, что то, что он делает, делается на высшем уровне и ужасно
>талантливо. Вообще, как мне кажется, говорить здесь надо о каждом отдельном

А вот мне так не кажется... Дирижировать, например - не умеет.

>случае. Вот Борис упомянул в своей рецензии Кремера. По моему он то как 
раз
>совершенно не занимается саморекламой, являясь (опять-таки, по моему
>мнению) очень глубоким и честным художником. И что-то я не слышал, чтобы 
он


Опять же, о вкусах не спорят. В игре Третьякова я слышу Брамса, а в игре
Кремера - то, как Кремер Брамса понимает. Обвинения меня в голословии при
необходимости, легко могу опровергнуть: мои понятия о том как следует
исполнять музыку и что есть хорошая музыка, а что плохая, строятся не на
"ощущениях", а на цепочке логических размышлений. Потом, самореклама бывает
разная.
Так или иначе, концерт Кремера - это "очень престижно", а Третьякова или
Гутман - не очень. Помнится, в прошлом сезоне Гутман вообще давала несколько
концертов в полупустом БЗК! Чем это можно объяснить?

Во всяком случае, в СМИ я очень часто слышу или
читаю, как Кремера именуют "первой скрипкой мира". Во-первых, здесь не
олимпийские игры, а во-вторых сразу хочется закричать - а Стерн? А Перлман??
Цукерман? Да тот же Третьяков?

>играл на стадионах (Ростропович дирижировал оркестром на Красной Площади,
>но здесь по-моему, тоже нет ничего плохого). Просто, после того, что ему 
в
Я говорил о стадионах не в буквальном смысле. и конечно, плохого тут ничего
нет. Но и хорошего я тоже как-то мало вижу. Просто это немного не та музыка,
мне кажется... Сразу возникает вопрос: а зачем?

>начале перестройки дали возможность опять играть в Москве и в России,
>привнесло в его выступления оттенок шумихи, что очередной раз доказало
>утверждение: "Нет пророка в своём отечестве". То есть изменилось мнение 
о
>нём, но не сам Кремер.
может быть, я действительно попал под влияние "общественного мнения"... но
все равно, есть такое слово, которое мне всегда напоминает о передаче
"Партийная зона", канале "МузТВ" и т.п. Слово "акция". Я почему-то страшно
не люблю бывать на "акциях", обычные концерты мне ближе. ;) А вот у Кремера
на каждом концерте всем дают почувствовать, к какому чуду мы причастны!
какую титаническую работу
проделал скрипач, прежде чем выступить с очередным сочинением Пярта или
Канчели. И в итоге все равно все внимание уходит на самого Кремера. И на
каждом концерте - ощущение "акции". А я вот не хочу "акций", и в  конечном
итоге мне Кермер не
интересен, я музыку пришел послушать. Не дают... ;))

>Извените за глобальность темы, но мнение многих людей, в том числе и
>музыкантов, что классическая музыка постепенно вымирает, происходит от


Думаю, что если почитать переписку Моцарта (вот Саша Андреев у нас любит
Моцарта - можно его попросить покопаться ;) ), то он там минимум раз
пятьдесят говорил о том, что "времена не те", и "музыку хорошую никто не
слушает" и т.п. То есть классическая музыка была "в загоне" уже тогда. На
ладан дышала. Но двести лет прошло - пока держиться, не умерла. И еще лет
двести не умрет, я думаю. Так что давайте не будем хоронить себя раньше
времени: и исполнители
хорошие появятся, и дирижеры...

>границы размеров письма); а во-вторых, это отсутствие этой, так называемой
>"продажи" на настоящем профессиональном уровне. Способы продажи должны


В принципе я с Вами абсолютно согласен. В качестве редактора СМИ, которое
планирует работать на этом рынке и дальше, я лично заинтересован в том,
чтобы академическая музыкальная культура превратилась в ИНДУСТРИЮ, и как
можно скорее. Но, как музыкант и как слушатель, я заинтересован в том, чтобы
она в индустрию как можно дольше НЕ превращалась. Вы знаете, это философский
вопрос, его можно обсуждать очень долго. Но тем не менее: там, где замешаны
деньги, все остальное отходит на второй план. Вот так устроены люди. Поэтому
от того, как обставить эту самую "продажу" суть не изменится.

>должна существовать, причём продажа как музыки, так и исполнителей, иначе
>классическую музыку просто задавят. Это ужасно сложно, я понимаю, здесь
Сразу вспоминается анекдот про Рабиновича: "НЕ ДОЖДЕТЕСЬ!" :)))


>требуются люди, которые могут мыслить по новому и главное, это не должно
>быть адресовано только к профиссиональным музыкантам, а к людям, которые
>любят музыку и к потенциальным любителям. Я не имею ввиду заигрывание с
>ними, а именно диалог. И выражение "публика не поняла" во многих случаях


диалог - это то, организацией чего занят ММВ все время. И тут Вы опять
правы. Это совершенно необходимо, но к сожалению, очень трудноосуществимо
именно в случае с организацией концертов и массовыми продажами.

>То, что такие музыканты, как Третьяков и Гутман, привлекают публику
>(обычных людей) меньше, чем Кремер или Ростропович, является для меня


опять же. вот тупой вопрос - а останется Третьяков Третьяковым, если будет
привлекать публику так же, как Кремер? Тут снова - каждому свое и на своем
месте.

>несправедливостью, и в первую очередь, по отношению к публике. Есть люди,
>которые могут продавать сами себя, а есть люди, которых должен продавать 
(в
>хорошем смысле) кто-то другой, кто может это делать.


К сожалению, менеджера Гутман не хватает, это правда. Но вот как-то не
слышится мне в слове "продавать" хороший смысл. Я не придираюсь к словам 
и,
на самом деле, прекрасно понимаю, что Вы хотите сказать. И все же...

>Я извиняюсь, что так много места занял, но уж очень хотелось высказаться.
побольше бы таких интересных писем...

>Сожалею, что не смог принять участие в сабантуе, связянным с днём рождения
>МВ. Причена та же - не был в это время в Москве.
Не в последний раз... :)

Boris Lifanovsky X:\>
E-mail: boris@doubt.com ICQ#: 3182176
Moscow Music Herald: academic music on-line
URL: http://www.mmv.cityline.ru E-mail: mmv@cityline.ru
Q╟ ·