Subject: [club-l] Театр или опера?


Приветствую всех!
Вот и я не удержался и решил включиться в эту дискуссию,  уж очень
большое несогласие вызывают у меня  письма Алексея Винокурова и Юрия
Димитрина.
Дело в том, что пока вопрос лежал скорее в терминологической области,
меня это обсуждение мало волновало.
Теперь затронули принципиальный вопрос, что является главным в
исполнении, игре, создании образа в опере. Для меня нет сомнения - все в
опере создано композитором, соткано из музыки и пения. Поэтому все:
оркстр, дирижер, певцы, сценография подчинены музыке.
Любое негармоничное здесь действие(плохой вокал, орестр и т.д.)сразу
разрушает спектакль, а гармоничное - создает и украшает. Здесь и
происходят удивительные метаморфозы перевоплощения артистов в создании
вокальных образов.
Прочитав в письме Алексея Винокурова о восприятии им великовозрастных и
толстых певцов, вспомнил именно про Россиниевскую "Золушку", во время
гастролей Ла Скала в 1974году в Москве, а тут на тебе, Юрий Димитрин про
этот же спектакль и все наоборот.
Так вот, послушайте мой рассказ об этом спектакле, это и есть мое
восприятие оперы.
Партию золушки в этом спектакле исполняла Лючия Валентина Террани,
великолепное колоратурное меццо-сопрано. Действительно какого-то
огромного роста, полная и на первый взгляд неуклюжая и осовсем молодая
на самом деле. Но после первой спетой фразы я перестал обращать внимание
на внешний вид, а теперь, вообще, мне кажется что он был логичен,
гармонично вписывался в коцепцию всего спектакля(а на самом деле ее
создавал).
А спектакль был просто грандиозный, ансамбль замечательных певцов просто
завораживал наряду с замечательным юмором (ведь в опере бывает смешно не
от того, что комические сцены разыгрываютя. а от того, что музыкальный
текст это содержит, и дирижер с певцами и оркестром сумели это донести).
В знаменитом секстете творилось такое..., просто мурашки по коже от
удовольствия бегали,а Клаудио Аббадо вдруг неожиданно так начал
взвинчивать темп, что один из певцов сорвал с себя парик и запустил в
дирижера, Аббадо поймал его налету, продолжая дирижировать, и запустил
обратно на сцену. Я чуть не свался от смеха, хохот заглушал музыку.
На эти гастроли Ла Скала привез "Норму" с Монсерат Кабалье в самом
расцвете (тоже прекрасный пример полного отсутствия драматической игры,
но...), и конечно это было величайшее событие, но для меня "Золушка" на
1-м месте, затмила..., думаю, что многие из слышавших согласятся.
Ну разве хоть сколько-нибудь померк бы феномен Марии Калас, если бы она
не сохранила свою изящную фигуру.
Пожалуй именно Мария Калас низвергает важность драматической игры в
опере. Вся ее игра -  в музыкальном, вокальном исполнении, а созданные
образы вызывают такие глубокие чувства, что ничем не дополнишь, никакими
визуальными образами, да и зачем?
Никаким боком не могу отнести себя к музыкантам, а слова Ю.Димитрина об
отношении музыкантов к опере относятся и ко мне. С чего бы это? Надеюсь,
что не все "с большой и безнадёжной иронией" относятся к такому ощущению
оперного спектакля.
С уважением.
Смолкин Володя.

--
mailto:smolkin@dialogbank.com


ц╟┤²┤