Subject: Re: [club-l] Richter's last interview


Здравствуйте! простите, получилось длинное письмо - но уж как есть.  

Рудольф Гейдер пишет:
>  В исполнении Рихтера всегда содержится некий вызов: это есть исполнение
>абсолютное, это сочинение должно звучать _только так_, и никак иначе. А 
если
>вы с этим несогласны, то вы ошибаетесь по следующим причинам: .... Когда 
я
>слушаю Рихтера, постоянно возникает ситуация, что если где и хочется
>"свернуть в сторону", то там тебя уже ждут. Совершенство существует в
>единственном числе. Эта точка зрения диаметрально противоположна позиции
>М.Юдиной (о которой в фильме Рихтер отзывается полемически: Юдина очень
>талантливый человек, но играет своенравно, это насилие над слушателем, от
>которого болит голова), что высшее совершенство музыкальной пьесы
>заключается в множественности интерпретаций.


Повторю банальщину: если о человеке ТАК спорят после его смерти, значит. 
он еще жив. Это относится и к Юдиной (о которой, ушедшей, говорил Рихтер), 
и к  Рихтеру, о котором мы так взволнованно все говорим.
Меня тоже несколько зацепили рихтеровские слова о Юдиной - я никогда не думала 
о них как об оппонентах, это просто как разные материки.  Поэтому попробую 
 об этом сказать. Видимо, это было очень глубокое несовпадение характеров, 
темпераметров, отношения к произведению, наконец - мировоззпений. Безусловно 
- невозможно представить себе Рихтера, читающего публично стихи Пастернака 
в те годы, когда это было опасно.("это было ужасно, у нее не было зубов!" 
- а ей неважно было, есть они или нет)  Так  же как и Юдину, играющую во 
время войны так. как будто никакой войны нет. Мне кажется, что оба правы. 
Рихтер может показаться несимпатичным - как бы не реагирует на события жизни, 
есть только Искусство, которое как маяк, как знак того, что есть Абсолют 
 - есть война или нет ее - существует. А Юдина  может показаться слишком 
вызывающей, эпатирующей (взять хотя бы ее религиозность, открыто проявляемую 
- что для Рихтера немыслимо: верь, но храни внутри! - а для нее было невозможно 
НЕ перекреститься перед выходом на сцену).. Я всегда очень любила Юдину и 
считала ее Больше Чем Музыкантом, ведь не было же для нее деления на "музыку" 
и "жизнь", это в связи с ней вообще отдельная тема. Рихтер же сознательно 
- и тоже правильно! - разграничивает врЕменное и вневременное. И его рационализм 
(честность рационализма, кстати - сам же он говорил, что в професии дирижера 
ему чужд анализ) способен вот меня, например,  спасти, когда "эмоционально 
заносит".    Что до "произведение должно звучать только так и никак иначе" 
- то это просто из разряда убеждений, в которые вторгаться нельзя
... Смешная получается вешь, если проанализировать: Юдина - насилие над слушателем, 
потому что своенравна (для Рихтера), Рихтер - насилие над слушателем, потому 
что не допускает вариантов (для оппонентов Рихтера)... Господи, хорошо-то 
как! :-)

А фильм действительно потрясающий по всем показателям. Такого не было давно. 
Еще осмысливать долго придется. Пока только одни эмоции. 
Кстати - мелочь, но оказалась заметной (может, еще кто заметил): когда Рихтер 
говорил про то, что у Юдиной "не было зубов", шла панорама кладбища, и в 
кадре  именно в этот момент надолго задержалась чья-то могила с фамилией 
"ЗУБОВ". Вот ирония судьбы-то... 

А вот пока это письмо писала, пришло письмо Владимира  Смолкина. Тоже захотелось 
отреагировать.  

> Скажу только, что не могу разделить
>восторженных отзывов, какое-то раздвоение испытываю. Примерно, как в тот
>момент, когда понимал, что одновременно хочу и не хочу идти прощаться со
>Святославом Теофиловичем в "Пушкинский". Конечно пошел,  а потом понял,
>что не надо было...
К сожалению, я тоже "раздваиваюсь"- именно в этом смысле. Я знаю людей, которые 
не ходят даже в дома-музеи, потому что вторжение в чужой дом без хозяина 
это как-то нехорошо. И я тоже в какой-то мере такова, поэтому совсем не радуют 
новости о квартире Рихтера как о концертной площадке. 

>Кажется, стоит посмотреть этот фильм еще раз, и
>тогда все встанет на места (думаю, что всем это полезно будет).
А кто-нибудь записывал? У меня нет своего видео, поэтому буду благодарна 
за услуги местного видеопроката-на-ММВ... Кассету верну... :-)

>меня то он просто берет за руку и ведет, как в финале
>фильма Тарковского "Зеркало"). Только разница, по-видимому в том, что я
>по-детски радуюсь этому, а Рудольф пытается освободится. Невольно
>просится аналогия с высказыванием Рихтера почему Пркофьев сильно не
>любил Рахманинова.

И то верно: все же разные, это такое чудо! почему обязательно нужно не любить, 
освобождаться и проч? Понятно. мы не ангелы, но все же! Неужели нельзя принять 
так как оно есть?
Вот уж точно золотые слова  В. Смолкина - 
>Тогда - я полностью разделял его мнение об исполнении Рихтером Баха и
>мечтал иметь ХТК с Гульдом.
>Теперь - не знаю, кого люблю больше, и очень этому рад.
Ура! Могу только согласиться и порадоваться! 

>Особенно удивляют меня слова об "абсолютной рациональности", "полной
>детерменированности" игры Рихтера.
>Ну, конечно, кто еще может так просчитывать и "встречать за каждым
>поворотом", а в другом случае возьмет и начнет удивляться и поражаться
>оригинальности трактовки - только сам слушатель. Все это наши проблемы.
>Рихтер даже не исполняет, он творит. И нет ничего удивительного, что при
>таком широкомасштабном исполнении, возникают очень близкие, резонирующие
>ощущения, поражающие понятностью. Такое исполнение, как раз, и формирует
>наши понятия, уж такая сила...


А можно тоже подписаться под этими словами? 


Еще раз прошу прощения за длинноты.  

Мария Батова
muaicahumana@mail.ru   











Здравствуйте! простите, получилось длинное письмо - но уж как есть. 
 
Рудольф Гейдер пишет:
>  В исполнении Рихтера всегда содержится некий вызов: это есть исполнение
>абсолютное, это сочинение должно звучать _только так_, и никак иначе. А если
>вы с этим несогласны, то вы ошибаетесь по следующим причинам: .... Когда я
>слушаю Рихтера, постоянно возникает ситуация, что если где и хочется
>"свернуть в сторону", то там тебя уже ждут. Совершенство существует в
>единственном числе. Эта точка зрения диаметрально противоположна позиции
>М.Юдиной (о которой в фильме Рихтер отзывается полемически: Юдина очень
>талантливый человек, но играет своенравно, это насилие над слушателем, от
>которого болит голова), что высшее совершенство музыкальной пьесы
>заключается в множественности интерпретаций.
 
 
Повторю банальщину: если о человеке ТАК спорят после его смерти, значит. он еще жив. Это относится и к Юдиной (о которой, ушедшей, говорил Рихтер), и к  Рихтеру, о котором мы так взволнованно все говорим.
Меня тоже несколько зацепили рихтеровские слова о Юдиной - я никогда не думала о них как об оппонентах, это просто как разные материки.  Поэтому попробую  об этом сказать. Видимо, это было очень глубокое несовпадение характеров, темпераметров, отношения к произведению, наконец - мировоззпений. Безусловно - невозможно представить себе Рихтера, читающего публично стихи Пастернака в те годы, когда это было опасно.("это было ужасно, у нее не было зубов!" - а ей неважно было, есть они или нет)  Так  же как и Юдину, играющую во время войны так. как будто никакой войны нет. Мне кажется, что оба правы. Рихтер может показаться несимпатичным - как бы не реагирует на события жизни, есть только Искусство, которое как маяк, как знак того, что есть Абсолют  - есть война или нет ее - существует. А Юдина  может показаться слишком вызывающей, эпатирующей (взять хотя бы ее религиозность, открыто проявляемую - что для Рихтера немыслимо: верь, но храни внутри! - а для нее было невозможно НЕ перекреститься перед выходом на сцену).. Я всегда очень любила Юдину и считала ее Больше Чем Музыкантом, ведь не было же для нее деления на "музыку" и "жизнь", это в связи с ней вообще отдельная тема. Рихтер же сознательно - и тоже правильно! - разграничивает врЕменное и вневременное. И его рационализм (честность рационализма, кстати - сам же он говорил, что в професии дирижера ему чужд анализ) способен вот меня, например,  спасти, когда "эмоционально заносит".    Что до "произведение должно звучать только так и никак иначе" - то это просто из разряда убеждений, в которые вторгаться нельзя
... Смешная получается вешь, если проанализировать: Юдина - насилие над слушателем, потому что своенравна (для Рихтера), Рихтер - насилие над слушателем, потому что не допускает вариантов (для оппонентов Рихтера)... Господи, хорошо-то как! :-)
 
А фильм действительно потрясающий по всем показателям. Такого не было давно. Еще осмысливать долго придется. Пока только одни эмоции.
Кстати - мелочь, но оказалась заметной (может, еще кто заметил): когда Рихтер говорил про то, что у Юдиной "не было зубов", шла панорама кладбища, и в кадре  именно в этот момент надолго задержалась чья-то могила с фамилией "ЗУБОВ". Вот ирония судьбы-то... 
 
А вот пока это письмо писала, пришло письмо Владимира  Смолкина. Тоже захотелось отреагировать. 
 
> Скажу только, что не могу разделить
>восторженных отзывов, какое-то раздвоение испытываю. Примерно, как в тот
>момент, когда понимал, что одновременно хочу и не хочу идти прощаться со
>Святославом Теофиловичем в "Пушкинский". Конечно пошел,  а потом понял,
>что не надо было...
К сожалению, я тоже "раздваиваюсь"- именно в этом смысле. Я знаю людей, которые не ходят даже в дома-музеи, потому что вторжение в чужой дом без хозяина это как-то нехорошо. И я тоже в какой-то мере такова, поэтому совсем не радуют новости о квартире Рихтера как о концертной площадке. 
 
>Кажется, стоит посмотреть этот фильм еще раз, и
>тогда все встанет на места (думаю, что всем это полезно будет).
А кто-нибудь записывал? У меня нет своего видео, поэтому буду благодарна за услуги местного видеопроката-на-ММВ... Кассету верну... :-)

>меня то он просто берет за руку и ведет, как в финале
>фильма Тарковского "Зеркало"). Только разница, по-видимому в том, что я
>по-детски радуюсь этому, а Рудольф пытается освободится. Невольно
>просится аналогия с высказыванием Рихтера почему Пркофьев сильно не
>любил Рахманинова.
 
И то верно: все же разные, это такое чудо! почему обязательно нужно не любить, освобождаться и проч? Понятно. мы не ангелы, но все же! Неужели нельзя принять так как оно есть?
Вот уж точно золотые слова  В. Смолкина -
>Тогда - я полностью разделял его мнение об исполнении Рихтером Баха и
>мечтал иметь ХТК с Гульдом.
>Теперь - не знаю, кого люблю больше, и очень этому рад.
Ура! Могу только согласиться и порадоваться!
 
>Особенно удивляют меня слова об "абсолютной рациональности", "полной
>детерменированности" игры Рихтера.
>Ну, конечно, кто еще может так просчитывать и "встречать за каждым
>поворотом", а в другом случае возьмет и начнет удивляться и поражаться
>оригинальности трактовки - только сам слушатель. Все это наши проблемы.
>Рихтер даже не исполняет, он творит. И нет ничего удивительного, что при
>таком широкомасштабном исполнении, возникают очень близкие, резонирующие
>ощущения, поражающие понятностью. Такое исполнение, как раз, и формирует
>наши понятия, уж такая сила...

 
А можно тоже подписаться под этими словами?
 
Еще раз прошу прощения за длинноты.  
 
Мария Батова
muaicahumana@mail.ru