Subject: Re: [club-l] Richter's last interview


  Здравствуйте !
  Только что по ТВ был показан фильм про С.Рихтера, о котором уже
упоминалось на нашем листе.
  Ниже я решил изложить точку зрения "хулителей" Рихтера, к которым
принадлежу и я, и которая часто встечается в критике. Такое отношение
совершенно неправильно, и оно свидетельствует только против тех, кто его
выражает, т.е. я буду излагать его, так сказать, психологическую сторону
(кстати, публично говорить ниженаписанное я бы не стал).
  В исполнении Рихтера всегда содержится некий вызов: это есть исполнение
абсолютное, это сочинение должно звучать _только так_, и никак иначе. А если
вы с этим несогласны, то вы ошибаетесь по следующим причинам: .... Когда 
я
слушаю Рихтера, постоянно возникает ситуация, что если где и хочется
"свернуть в сторону", то там тебя уже ждут. Совершенство существует в
единственном числе. Эта точка зрения диаметрально противоположна позиции
М.Юдиной (о которой в фильме Рихтер отзывается полемически: Юдина очень
талантливый человек, но играет своенравно, это насилие над слушателем, от
которого болит голова), что высшее совершенство музыкальной пьесы
заключается в множественности интерпретаций. Еще подход Рихтера может быть
назван научным: бесконечное движение к пределу, которое не может быть
окончено (этим кончается фильм) так же, как не может быть завершено научное
знание; плюс абсолютная рациональность: Шуберт есть музыка, следующим
образом устроенная. Пожалуй, одно из главных качеств интерпретаций Рихтера
(в моем неграмотном понимании - !) - абсолютное отсутствие иррационального,
полная детерминированность (с неопределенностью сталкивается только
слушатель, который что-то недопонимает).
  Еще раз замечу, что изложенное есть мои _личные_ проблемы.

  С уважением, Рудольф Гейдер
  rh@aha.ru


K<
,