Subject: [club-l] Re: [club-l] пНЯРПНОНБХВ




----------
> От: olyama@cityline.ru
> Кому: clubMMH 
> Тема: [club-l] пНЯРПНОНБХВ
> Дата: 14 марта 2099 г. 11:08
> 
> Здравствуйте;
> 
> недавно по телевизору я слышал об интервью Ростроповича газете "Век", где
> маэстро сообщает о своем намерении прекратить выступления в России ввиду
> оскорбительных публикаций отечественной прессы.
> 
> Не читал ли кто? И какие соображения?
> 
> Михаил Лидский

Например вот какую гадость я нашел. Волосы честно говоря дыбом встают,
когда читаешь такое. Впрочем, такие людишки-чернозавистники всегда
найдутся, и если на каждого обращать внимание... Но видимо Маэстро задело
за живое.


Дуэль N 22
Date: 17-12-96 
Title: БОГ ШЕЛЬМУ МЕТИТ 
Author: В. ОБАИМОВА, Д. ШОСТАКОВИЧ 

----------------------------------------------------------------------------
----

. Вера ОБАИМОВА. РОСТРОПОВИЧ КАК СИМВОЛ РУССКОЙ ДЕМОКРАТИИ 
. Д. ШОСТАКОВИЧ. К НОВЫМ ВЫСОТАМ ИСКУССТВА 

----------------------------------------------------------------------------
----
. Вера ОБАИМОВА. РОСТРОПОВИЧ КАК СИМВОЛ РУССКОЙ ДЕМОКРАТИИ 
Известный виолончелист и дирижер Мстислав Ростропович в современной России
- культовая фигура. Взращенная диссидентством шестидесятников, вскормленная
западной демократией и питаемая отечественной, она - мощный козырь,
потрепанный от частого употребления, но по-прежнему в ходу у либералов. На
наших глазах происходит акт самоубийства: политик Ростропович убивает
Ростроповича-музыканта. Это явление ждет своего исследователя. Нам важно
наметить вехи финишной прямой Мстислава Леопольдовича Ростроповича,
лауреата Сталинской, Ленинской и Государственной премий, народного артиста
СССР, профессора десяти консерваторий, гражданина мира... 

ЗОВ РОДИНЫ И ЗУД СЛАВЫ 

Сидел бы у себя на Западе - в Лондоне, Париже, Вашингтоне. Любовался бы
скупленным антиквариатом. Рассказывал бы внукам сказки про свою жизнь... 

Бог шельму метит. Потянуло на родину. Особенно когда она истошным голосом
демократической тусовки зазывала его в Россию. Прерывала его концерты
истерическими воплями: "Слава Славе!". 

Возвращение на родину было символическим действием: в 1990 году приехал на
недельную побывку. Своим ключом открыл квартиру в центре Москвы, заглянул
на дачу в Жуковке, где когда-то приютил Солженицына. (В отличие от
высланного писателя Ростропович все шестнадцать лет добровольной эмиграции
сохранял за собой имеющуюся в России недвижимость). Выступил с концертами,
облобызался с друзьями и снова отбыл в более сытый Париж. Вскоре вновь
оказался в Москве - играл на концерте памяти А.Д. Сахарова. 

А потом был август 1991 года, умопомрачительным символом которого стал
Ростропович, задремавший в Белом доме с автоматом Калашникова в руках.
Через два года символический жест "братания" с оружием был озвучен прямым
призывом к оружию. Очередной приезд Ростроповича в Россию совпал
(случайно?) с разгромом Верховного Совета. Как реагировал музыкальный
символ демократической России на расстрельный указ президента Ельцина?
Громко и безоговорочно поддержал. И, справив нужду по демократии на Красной
площади, отбыл к себе на Запад под грохот танковой канонады. 

С этого времени набеги Ростроповича на историческую родину стали
регулярными, откровенно рекламными и угрожающе разорительными. По примеру
братьев-демократов маэстро пустился во все тяжкие. Музыканты, например,
хватались за голову, а православные за сердце, когда Ростропович играл на
виолончели в недостроенном Храме Христа Спасителя. Нелепость и неуместность
этой акции выразительно подчеркивали белые строительные каски на голове
самого музыканта и его жены певицы Вишневской. Кстати о жене.
Обезголосевшая с возрастом, Галина Павловна не утратила деловой хватки.
Благодаря имиджу коммунистической жертвы успела: издать большим тиражом
мемуары разгневанной примадонны, с королевской пышностью справить юбилей в
Большом театре, сняться в кино у известного режиссера и сыграть в
ефремовском МХАТе императрицу Екатерину. А также отметиться на митингах в
поддержку любимого Бориса Николаевича. 

А еще именитая чета при содействии Собчака купила в Санкт-Петербурге
особняк для... своего семейного архива! А в Москве на заповедной Остоженке
под плач и причитания старожилов приказала вырубить старинный сквер для...
вокально-театральной школы Галины Вишневской. Попробовал бы сотворить такое
в Лондоне или Париже! 

Бог шельму метит. Даже такие, казалось бы, бескорыстные поступки этой
меценатствующей семейки, как передача детской больнице новейшего
медоборудования, сопровождались скандальными публикациями в прессе. А какой
скандал и разгром учинили деятельные супруги на благородном поприще
возрождения русской культуры. В частности, шедевров русской музыки, которые
под руками Ростроповича и Вишневской засверкали, как начищенные до
самоварного блеска уродцы. Первой жертвой стала гениальная опера
Мусоргского "Хованщина" - жемчужина русской музыкальной классики и всей
мировой культуры. 

РАССВЕТ КАПИТАЛИЗМА НА МОСКВА - РЕКЕ 

Власть любит лесть. Художественная лесть тоньше и потому дороже митинговой
и публицистической. Предстояли выборы в Госдуму. Требовалась эффектная
поддержка в высокохудожественном духе. Преданный царедворец, истекающий
любовью к президенту Ельцину, Ростропович мгновенно сочинил безошибочный
предвыборный трюк: легитимизировать правящий режим с помощью истории и
русской классики. Опера "Хованщина" решала все проблемы. Стряхнуть с нее
архивную пыль и вернуть на сцену Большого театра - кто против? Наоборот,
одним махом всех побивахом - и упавший рейтинг партии власти и стремительно
падающий престиж президентского театра. Цель оправдывает средства. Даже
если они выделены из федерального бюджета главному театру страны на весь
сезон. На святынях не экономят. Текущий момент обязывал. И осенью 1995 года
Мстислав Леопольдович кинулся с дирижерской палочкой в Большой театр, как в
августе 1991-го в Белый дом. 

Журналисты рвали "массовика-затейника" на части, талдыча о новаторстве,
возрождении, духовности и т.д. Специалисты у себя на кухнях сокрушались, но
их стенаний насчет изнасилованной классики никто не слышал. 

На премьеру прибыли премьер Черномырдин, мэр Лужков. Спецрейсом прилетела
королева Испании. В первых рядах сидели товарищи по оружию августа-91.
Королевская рать из Кремля явилась - увы - без обожаемого президента.
Отсутствие Ельцина испортило песню. Точнее, снизило эффект от режиссерской
ремарки, сделанной в расчете на главу государства. Ключевую для понимания
оперы арию боярина Шакловитого "Спит стрелецкое гнездо", исполненную
тревожных раздумий о судьбе родины и обращенную к Богу, Ростропович
переадресовал небожителю российского политического Олимпа, восседавшему в
"царской" ложе. Самые сокровенные слова патриотического монолога: "Ниспошли
Ты разума свет благодатный на Русь! Вместо Ельцина перепали Черномырдину.
Премьер благодарно зааплодировал, публика тоже, и это были единственные
аплодисменты за всю четырехчасовую скуку... 

Во всех интервью Ростропович обещал нам в "Хованщине" рассказать
правду-матку о нас самих. Правда нынче дорого стоит. Правда-матка - дешево.
По слухам, семейный дуэт постановщиков (Вишневская руководила вокалом)
получил по тысяче долларов на каждого в!счет гонорара. А что получили
зрители? Политическую агитку в духе "левого" авангарда 20-х годов с его
плакатной эстетикой и навязчивой злободневностью. Беспомощность
художника-сценографа, не справившегося с пространством сцены, заставляла
думать о глубоком кризисе президентского театра. Утрированная трактовка
персонажей, смешивших сходством с Глебом Якуниным, Зюгановым, Эллой
Памфиловой и др., наводила на мысль о спекулятивном политиканстве. Безликая
массовка, изображавшая русский народ, оскорбляла национальные чувства. 

У Модеста Петровича Мусоргского народ - главный герой (отсюда авторское
определение жанра - народная музыкальная драма). Простой русский люд,
застигнутый врасплох тектоническим сдвигом страны в сторону западной
цивилизации, вызывает сочувствие, сострадание, любовь. В глазах Мстислава
Леопольдовича Ростроповича народ достоин презрения. Дикий, темный,
трусливый, слепой. Блага своего не понимает. Без твердой руки из мрака к
свету не выберется. А где свет? На благословенном Западе, который
представлен в данной постановке нравственно чистым, высоко духовным и
деятельно умным. Благодарная дань Западу - в крови у русских демократом.
Как и любовь к эротике, привнесенной в "Хованщину" впервые за всю столетнюю
"биографию" оперы. 

Но всему вене - конец, самый смак и подарок властям. В безудержном
новаторстве маэстро переплюнул всех предшественников, присобачив к
финалу... начало оперы, а именно фрагмент оркестрового вступления,
названного автором "Рассвет на Москва - реке". У Мусоргского рассвет
открывает страшную картину: заваленную трупами Красную площадь, где три дня
к ряду рубили головы бунтовщикам. У Ростроповича рассвет венчает победу
"новых русских" петровского образца и символизирует начало новой эры
(читай: капитализма). Какую кровавую зарю пророчит нам гражданин мира? 

Журналистские отклики на премьеру были на градус ниже рекламных анонсов.
Сегодня об этом шоу вообще ни слова. А самая убийственная рецензия
появилась на второй день после премьеры прямо у входа в кассовый зал
театра: 

"Дошла до Корсакова весть: 

В Москве похабят "Хованщину". 

И он вскричал: "Вставай, Модест, 

Громить всю эту бесовщину!" 

Постовому милиционеру пришлось сдирать анонимку со стеклянной двери на
глазах у публики. 

ГИГАНТ БОЛЬШОГО СЕКСА 

Следующая жертва неуемного радетеля отечественной культуры - возвращенная к
жизни первая редакция оперы Шостаковича "Катерина Измайлова", апофеоз
политической ангажированности и деляческого торгашества. (Демократы любят
попрекать советское искусство политизации, идеологизацией и прочими
штампами. Чья бы корова мычала...) 

Бог шельму метит. Широковещательные планы представить "Катерину Измайлову"
в Большом театре рухнули в одночасье. Вскоре после премьеры "Хованщины"
театр отказал новатору в новых честолюбивых замыслов: федеральному бюджету
не по карману художества заигравшегося мэтра. 

Ростроповичам нет преград. Приближался 1996-й год и с ним 90-летие
Шостаковича. Остаться в стороне? Ни за что! Маэстро начал приторговывать
Шостаковичем еще в эмиграции, после смерти композитора. Например, сделал
запись "Катерины Измайловой" с Галиной Вишневской в главной роли и в той
самой пресловутой первой редакции, которую автор при жизни похоронил на
глазах у всеядного друга. "Друг" вознамерился$вскрыть "захоронение". Запись
осталась на Западе. И вот текущий момент предоставил возможность еще раз
потревожить прах великого музыканта ради юбилейного жертвоприношения. 

Нынче осенью в Петербурге и Москве "Катерина Измайлова" появилась на
концертных подмостках с пышной свитой оркестрантов и певчих и во всей
наготе первоначального замысла. С пошлостью примитивированного быта, с
натурализмом любовных сцен и подробностями полового акта... 

Наверное, Сталин не зря ушел из Большого театра, не досмотрев до конца
первую "Катерину Измайлову" (тогда опера называлась "Леди Макбет Мценского
уезда", как и повесть Лескова). Это было в 1936 году. "Правда" "выпорола"
композитора статьей "Сумбур вместо музыки" за формализм и натурализм.
Спектакль сняли с репертуара, хотя до этого он три года шел с успехом в
Ленинграде и Москве. 

Когда создавалась опера, автору было 25 лет, а Сталину - 50. Когда
Шостакович перешагнул полувековую отметку (уже после Сталина, в разгар
"оттепели"), он сделал вторую редакцию оперы: убрал из либретто пошлости,
сократил сцену обольщения "мужней" жены и полностью вычеркнул половой акт.
В знак бесповоротности своего решения и желания "закрыть" неприятную тему с
"Леди Макбет Мценского уезда" сменил название на "Катерину Измайлову". 

В январе 1963 года состоялась премьера обновленной оперы в присутствии
автора и нашего героя, который сидел в оркестровой яме и играл на
виолончели. Композитор остался чрезвычайно доволен спектаклем, которым
дирижировал недосягаемый для Ростроповича Геннадий Пантелеймонович
Проваторов. В своем завещании Шостакович назвал вторую редакцию
единственной для исполнения. Знал бы он о коварстве вездесущего
интерпретатора его произведений! 

Долой завещание, долой ложную стыдливость и компромиссы с властью, да
здравствует секс во всей своей здоровой полноте, потому что "Шостакович был
мужик, как мы все, любил женщин..." - это из комментария Ростроповича,
оправдывавшегося перед журналистами за порнографию. Московскую публику
предупредили: весь сбор от "Катерины Измайловой" пойдет на Храм Христа
Спасителя. "Ну ни фига себе!" - сказал бы Чубайс по поводу такого
рекламного цинизма... 

Кстати о Чубайсе. Воистину Бог шельму метит! Московская премьера оперы день
в день совпала с публикацией "Московского комсомольца" скандальных
разоблачений Чубайса и Ко. В них фигурирует и наш герой. И в какой роли!
Ростропович должен был вывезти чубайсовских казнокрадов из России в
Финляндию на своей машине. Воровская "малина" - достойная компания
гражданину мира! 

То ли еще будет! Впереди собственный юбилей Ростроповича. По этому случаю
уже объявлен фестиваль в Петербурге, Москве, на Канарских островах - музыка
Шостаковича в честь Ростроповича. Мы еще не раз вздрогнем от его затей...  


----------------------------------------------------------------------------
----
. Д. ШОСТАКОВИЧ. К НОВЫМ ВЫСОТАМ ИСКУССТВА 
Советских людей, от мала до велика, с родным именем Сталина связывает все
самое лучшее на земле. Жизнь и счастье, мир и созидание олицетворяет для
нас этот величайший из великих людей, наш отец, наш вождь. Во всех сферах
человеческой деятельности сказывалась и сказывается сила его гения, его
светлый и ясный разум. 

Люди искусства, мы с особой остротой чувствуем горечь тяжелой утраты: от
нас ушел мудрейший наставник, заботливый друг, вдумчивый учитель. 

Снова и снова возникают в памяти запомнившиеся до мельчайших подробностей
минуты, когда на долю советских композиторов выпало великое счастье видеть
Иосифа Виссарионовича, говорить с ним. Снова, кажется, звучат слова, полные
сердечного глубочайшего участия. 

Как предельно четко и просто умел Иосиф Виссарионович указать не только
главную цель, но и кратчайший, наиболее верный путь к ее достижению! В
каждом его совете сказывалась глубочайшая забота о том, чтобы искусство
поднималось на новые и новые высоты, неизменно оставалось в своем
содержании и в своих формах близким, доступным и понятным народу... Этот
государственный подход к искусству мы неизменно чувствовали и в советах
ближайших соратников Иосифа Виссарионовича и в мудрых решениях сталинского
ЦК. Люди сталинской эпохи, мы должны и впредь каждый свой шаг в работе и
творчестве проверять по сталинскому компасу. Для миллионов наших людей
бессмертное имя Сталина по-прежнему означает жизнь и счастье, мир и
созиданье, зовет к бдительности, к преодолению любых трудностей во имя
великой цели - построения коммунизма. 

Выпестованные товарищем Сталиным советские художники отдадут всю свою
творческую энергию осуществлению заветов великого Иосифа Виссарионовича.
Его слова: пишите правду! - сказанные в беседе с писателями, навсегда
останутся источником творческого вдохновения для всей армии работников
искусств: для композиторов и живописцев, режиссеров и актеров - для всех,
кто дорожит призванием художника своего народа. 

15 марта 1953 г. 
  



----------------------------------------------------------------------------
----

╘1996 Дуэль N 22. Date: 17-12-96


Alexei Vinokurov
mailto:vinok@ispras.ru    http://www.ispras.ru/~vinok5рЮ