Subject: [club-l] Re: Американские мистерии в БЗК


  Вот открыт балаганчик Для веселых и славных детей...
  Очень неплохой сегодня (20 марта) был концерт оперного отделения
Консерватории (в РЗК). Одно из слов, к нему подходящих - наличие чувства
меры, что даже понятно для учебной, "академической" постановки.
  Опера Пуленка была исполнениа просто отлично. Одним из первых в жанре
было, возможно, "Ожидание" А.Шенберга. В отличие от экспрессивного сюжета
Шенберга, моно-опера "Голос человека" - чистая, вызывающе "типовая"
мелодрама со всеми ее атрибутами. Кроме прочего, сюжет оперы имел место
буквально - с первой женой К.Дебюсси Л.Тексье.  Основной "технический"
источник конфликта в опере - это голос живого человека, зажатый в тиски
жесткого сюжета "массового искусства" (подобный вовсю показывают в кассовом
кинематографе, с которым в это же время начала бороться французская и
итальянская "новая волна"). Т.е. именно шаблонность ситуации, к тому же
совершенно жизненной, является здесь неким негативным "двигателем".
Отстаивая в такой ситуации человеческое, Пуленк - человек утонченно
не-"современный", поскольку ныне у какого-нибудь Тарантино принято мозги 
по
интерьеру размазывать. И то, что певица (Ю.Корпачева) действительно смогла
соблюсти меру и не превратить оперу в банальную мелодраму - очень хорошо
(если я правильно понимаю, опера в вокальном отношении сверхсложная).
  Кстати, есть принципиальное отличие нашего и французского восприятия,
которое вообще мешает слушать музыку "во французском стиле" (поэтому у нас
Э.Денисова не любят, и я тоже). Там, где у нашего человека начинаются
подозрения, раздвоение чувств, как в примере из Ахматовой, приводимом
Бродским: "Нет, это не я, это кто-то другой страдает, я бы так не могла..."
(у Бродского есть буквальное повторение этого направления взгляда, но не
могу вспомнить), француз начинает энергично настаивать на целостности себя,
и не делает такого шага. Поэтому многие вещи, например, стихи Аполлинера,
Элюара и вообще то, что у нас начинает называться с измом (-символизм),
по-французски существует совершенно иначе, серьезно и естественно (недавно 
я
с большим трудом боролся с ощущением банальности в "Колокола сквозь листву"
Дебюсси, которой там нет), поэтому необходимо себя корректировать. Хотя,
возможно, это чисто мои проблемы.

>Мы имели уникальную возможность познакомиться с тем, что называется
американской оперой . >Такого кошмара я не слышал давно.

  А мне понравилось. То есть не совсем мне, а некоему моему "второму я". 
Не
знаю, что было на самом деле, но, возможно, какой-то американский профессор
с кафедры композиции написал оперу, а такой же профессор из МГК ее по
знакомству поставил. Где-нибудь в самодеятельности Массачусетского
универститета этой опере и место, и ничего плохого в этом нет: опера сделана
добротно, доступно, технически - как сейчас (имхо) музыка в основном и
пишется (после Берга и Шенберга), так что я ничего особо страшного не
обнаружил. По языку музыка много проще и "слитнее", чем "Моисей и Аарон",
"Войцех" или "Лулу", например. Другое дело, что никаких особых откровений 
я
не нашел; серийная интерпретация античности, игнорируя античные
представления о гармонии, мне лично кажется совершенно недопустимой. Так
делают голливудские фильмы, "Одиссей" А.Кончаловского, например (из фильма 
я
видел 10 мин.). Хотя откровенной пошлятины имхо не было - еще раз, обычное
"учительское" сочинение, как оперы Сальери.

  Еще следует сказать о режиссуре: минимум средств и неплохо, в меру. А у
Бермана ("Геликон"), например, этого чувства меры нет вовсе, хотя он далеко
не ученик.

  С уважением, Рудольф Гейдер,
  rh@aha.ru

0&Ы%