Subject: [club-l] Fw: 13-ая симфония Шостаковича [1/2


Hi All!
-----Original Message-----
From: Vadim Zelenkov 
Newsgroups: fido7.su.music.classic
Date: 14 марта 1999 г. 12:36
Subject: 13-ая симфония Шостаковича [1/2


>    Автор  этих  воспоминаний,  опубликованных  в газете "Русская
>мысль"  24  октября  1996,  -  профессор Московской консерватории
>Виталий   Витальевич   Катаев,   в   прошлом  -  главный  дирижер
>симфонического  оркестра  Белорусской  филармонии.  Текст  в HTML
>формате,  фотографию  и  ссылки  на  некоторые  страницы  в Сети,
>посвященные Д.Д.Шостаковичу, см. на
> http://www.isir.minsk.by/~zelenkov/symph13.html
>
>    Виталий  Витальевич  скончался  12  марта  1999  года. Вечная
>память! Панихида пройдет в фойе БЗК 16 марта (вторник) в 10.00
>
> +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
>
>  "УМИРАЮТ В РОССИИ СТРАХИ"
>
> О том, как в марте 1963 года в Минске
> исполняли 13-ю симфонию Шостаковича
>
>    История  исполнения 13-й симфонии Д.Шостаковича 19 и 20 марта
>1963  года  в  Минске,  несомненно,  знаменательна,  ведь Дмитрий
>Дмитриевич присутствовал на двух репетициях и на первом авторском
>концерте.  Эти концерты состоялись несмотря на то, что московское
>руководство  задержало  исполнение  симфонии  после ее премьеры в
>декабре 1962 года, несмотря на отказ руководства Государственного
>хора Белоруссии участвовать в исполнении симфонии и даже несмотря
>на  отказ  солиста-певца  -  буквально  накануне  - участвовать в
>концерте.   В  этих  безвыходных  обстоятельствах,  чтобы  спасти
>исполнение  симфонии,  срочно  за  вечер  и ночь, каждый музыкант
>оркестра  добровольно  переписал  свою  оркестровую  партию. 13-я
>симфония   Д.Шостаковича   написана   для   баса,  хора  басов  и
>симфонического  оркестра  на  стихи  Е.Евтушенко  -  "Бабий  Яр",
>"Юмор",  "В  магазине", "Страхи", "Карьера". Ее первое исполнение
>состоялось  в Москве 19 декабря 1962 года под управлением Кирилла
>Кондрашина  с  оркестром Московской филармонии, капеллой Юрлова и
>солистом В.Громадским. Сегодня это, может быть, трудно понять, но
>в  те  времена  каждое  исполнение  13-й симфонии Д.Шостаковича в
>Москве,  Минске  и  позднее  в  других  городах было общественным
>событием,   поскольку   в   13-й   симфонии   запечатлены  острые
>общественные  темы,  имевшие актуальнейшее значение в те годы. Hе
>случайно все исполнения симфонии заканчивались триумфом - публика
>стоя аплодировала авторам и исполнителям.
>
>    А  было  все  так.  В  октябре  1962 года мне было предложено
>занять  пост  главного  дирижера  и  художественного руководителя
>Государственного  симфонического  оркестра Белоруссии. Концертный
>план  оркестра  первой  половины  сезона  к  тому времени был уже
>обозначен,   а  вторая  половина  сезона  требовала  немедленного
>решения.  В  декабре  я  был в Москве на премьере 13-й симфонии в
>Большом зале консерватории. Впечатление было ошеломляющим.
>
>    Я  решил немедленно исполнить симфонию в Минске. Разобравшись
>в  репертуаре  оркестра,  я  понял,  что его необходимо обновить.
>Тогда  же  возникла  идея  выпустить  цикл  концертов  под  общим
>названием  "Выдающиеся произведения музыки ХХ века", куда входили
>бы  ранее  не  исполнявшиеся  в  Минске  сочинения  композиторов,
>определивших новые направления в современной музыке.
>
>    Во   второй   половине   сезона  было  намечено  ограничиться
>программами,   посвященными   творчеству  Г.Малера,  П.Хиндемита,
>Б.Бартока   и   Д.Шостаковича  (1-й  скрипичный  концерт  и  13-я
>симфония).   Был   выпущен  абонемент  из  четырех  концертов,  с
>исполнением   каждого  концерта  дважды  (обновляясь,  этот  цикл
>повторялся из года в год и долго продолжался после моего ухода из
>оркестра в 1971 году).
>
>    Билеты  на  концерт  с  13-й  симфонией  продавались только в
>абонементе.  Это  было  сделано  на  тот  случай,  если  вдруг  у
>руководства  возникнет  желание  снять исполнение симфонии. Тогда
>публике  пришлось бы возвращать билеты всех восьми концертов, что
>при  аншлаге  (абонементы  были  распроданы  в течение нескольких
>дней)  было  бы  весьма  заметно. Был объявлен и Третий концерт с
>13-й   симфонией,   внеабонементный,   но   позднее   руководство
>министерства культуры Белоруссии его все-таки сняло.
>
>    После Hового года в Москве начали "сгущаться тучи". Появились
>"критические"  статьи  и выступления; Е.Евтушенко было предложено
>изменить текст в первой части симфонии, что он и сделал. Тогда же
>было  приостановлено и дальнейшее исполнение симфонии. Официально
>это нигде не было объявлено, но когда я пришел в библиотеку Союза
>композиторов  СССР  на  улице Hеждановой, чтобы взять партитуру и
>оркестровые  партии, мне их не выдали, а через друзей мне удалось
>достать  только  два клавира. Как мне объяснил тогдашний директор
>библиотеки Е.Садовников: "Выдавать оркестровые партии и партитуру
>пока запрещено".
>
>    Кстати,  в  первом издании партитуры симфонии (М., "Советский
>композитор",  1971)  даже  в  сносках  отсутствует первоначальный
>текст.
>
>    Пользуясь  случаем,  я  его напомню. Изменений в первой части
>("Бабий Яр") было два: между 2-3 цифрами партитуры и между 24-26.
>
>     Старый  текст
>    Мне кажется, сейчас я иудей -
>    вот я бреду  по  Древнему Египту.
>    А вот я на кресте распятый гибну
>    и до сих  пор  на  мне следы гвоздей!
>
>     Hовый  текст
>    Я тут стою, как будто у криницы,
>    дающей  веру в наше братство мне.
>    Здесь русские лежат и украинцы,
>    с евреями лежат в одной земле.
>
>     Старый текст
>    И сам я как сплошной беззвучный крик
>    над тысячами тысяч убиенных,
>    я каждый здесь расстрелянный старик,
>    я  каждый  здесь расстрелянный ребенок.
>
>     Hовый текст
>    Я думаю о подвиге России,
>    фашизму  преградившей  путь  собой,
>    до самой наикрохотной росинки
>    мне близкой всею сутью и судьбой.
>
>    Получив  отказ в библиотеке Союза композиторов, я обратился к
>художественному  руководителю  Московской филармонии М.Гринбергу,
>думая  получить  у  него оркестровые партии, имевшиеся в оркестре
>филармонии.  После  продолжительной беседы, где мне было выражено
>понимание  и сочувствие, я получил отказ, мотивированный тем, что
>ноты  являются  собственностью Союза композиторов и в сложившейся
>обстановке он не может ими распоряжаться.
>
>    Тогда  я  обратился  непосредственно  к библиотекарю оркестра
>Л.Виноградову.   Леонид   Владимирович   Виноградов   был   тихим
>человеком, для того времени вид он имел несколько странный: носил
>волосы  до  плеч,  длинную  бороду  до  пояса  и  одет был весьма
>небрежно.  Он  много  читал  и  высказывал  довольно  независимые
>взгляды  на  тогдашнюю  жизнь.  Я рассказал ему о своих планах, и
>поскольку в ближайшее время исполнение симфонии не намечалось, он
>без  колебаний  согласился  выдать  мне  оркестровые партии, хотя
>партитуры у него не было.
>
>    Прекрасно помню, как мы выносили из служебного входа Большого
>зала  консерватории  три  пачки  нот  в  машину такси, а рядом со
>входом  стоял  "Москвич" с открытым капотом и около него - Кирилл
>Кондрашин.  Он  увидел  нас,  улыбнулся и пожелал мне успехов, но
>когда  я  обратился  к нему с просьбой дать мне на несколько дней
>партитуру  симфонии,  он  отказал,  мотивируя  это  тем,  что это
>партитура библиотеки Союза композиторов.
>
>    С.Хентова в книге "Д.Шостакович" (Л., "Советский композитор",
>1986)  на  странице  427  пишет:  "Минскому  дирижеру В.В.Катаеву
>удалось  получить  партитуру  для премьеры в столице Белоруссии".
>Партитуру  я получил из рук Дмитрия Дмитриевича, когда он за день
>до  концерта  приехал  в  Минск, а вся многодневная репетиционная
>работа проходила только по клавиру, что вначале, пока я не выучил
>партитуру  на  память,  создавало  для  меня крайнее неудобство в
>работе с оркестром.
>
>    В организации исполнения симфонии Шостаковича в Минске у меня
>был  замечательный  помощник  - редактор симфонических и камерных
>программ   филармонии   М.Жуховицкий.  Он  закончил  исторический
>факультет   университета   и   хоровое  отделение  консерватории.
>Жуховицкий   был  невероятно  активным  человеком,  он  прекрасно
>ориентировался  в  сложных  отношениях  партийного  руководства и
>способствовал  осуществлению  многих  интересных программ. Так, в
>1964  году  нам  удалось  еще  раз  исполнить  13-ю  симфонию,  а
>несколько  позднее  -  "Военный  реквием"  Б.Бриттена,  "Симфонию
>псалмов"  И.Стравинского,  симфонию  "Песнь  о  земле"  Г.Малера,
>ораторию  А.Онеггера  "Жанна  д'Арк  на  костре"  (в  сценической
>редакции) и ряд других замечательных произведений композиторов ХХ
>века.
>*