Subject: [club-l] Fw: 13-ая симфония Шостаковича [1/2
Hi All!
-----Original Message-----
From: Vadim Zelenkov
Newsgroups: fido7.su.music.classic
Date: 14 марта 1999 г. 12:36
Subject: 13-ая симфония Шостаковича [1/2
> Автор этих воспоминаний, опубликованных в газете "Русская
>мысль" 24 октября 1996, - профессор Московской консерватории
>Виталий Витальевич Катаев, в прошлом - главный дирижер
>симфонического оркестра Белорусской филармонии. Текст в HTML
>формате, фотографию и ссылки на некоторые страницы в Сети,
>посвященные Д.Д.Шостаковичу, см. на
> http://www.isir.minsk.by/~zelenkov/symph13.html
>
> Виталий Витальевич скончался 12 марта 1999 года. Вечная
>память! Панихида пройдет в фойе БЗК 16 марта (вторник) в 10.00
>
> +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
>
> "УМИРАЮТ В РОССИИ СТРАХИ"
>
> О том, как в марте 1963 года в Минске
> исполняли 13-ю симфонию Шостаковича
>
> История исполнения 13-й симфонии Д.Шостаковича 19 и 20 марта
>1963 года в Минске, несомненно, знаменательна, ведь Дмитрий
>Дмитриевич присутствовал на двух репетициях и на первом авторском
>концерте. Эти концерты состоялись несмотря на то, что московское
>руководство задержало исполнение симфонии после ее премьеры в
>декабре 1962 года, несмотря на отказ руководства Государственного
>хора Белоруссии участвовать в исполнении симфонии и даже несмотря
>на отказ солиста-певца - буквально накануне - участвовать в
>концерте. В этих безвыходных обстоятельствах, чтобы спасти
>исполнение симфонии, срочно за вечер и ночь, каждый музыкант
>оркестра добровольно переписал свою оркестровую партию. 13-я
>симфония Д.Шостаковича написана для баса, хора басов и
>симфонического оркестра на стихи Е.Евтушенко - "Бабий Яр",
>"Юмор", "В магазине", "Страхи", "Карьера". Ее первое исполнение
>состоялось в Москве 19 декабря 1962 года под управлением Кирилла
>Кондрашина с оркестром Московской филармонии, капеллой Юрлова и
>солистом В.Громадским. Сегодня это, может быть, трудно понять, но
>в те времена каждое исполнение 13-й симфонии Д.Шостаковича в
>Москве, Минске и позднее в других городах было общественным
>событием, поскольку в 13-й симфонии запечатлены острые
>общественные темы, имевшие актуальнейшее значение в те годы. Hе
>случайно все исполнения симфонии заканчивались триумфом - публика
>стоя аплодировала авторам и исполнителям.
>
> А было все так. В октябре 1962 года мне было предложено
>занять пост главного дирижера и художественного руководителя
>Государственного симфонического оркестра Белоруссии. Концертный
>план оркестра первой половины сезона к тому времени был уже
>обозначен, а вторая половина сезона требовала немедленного
>решения. В декабре я был в Москве на премьере 13-й симфонии в
>Большом зале консерватории. Впечатление было ошеломляющим.
>
> Я решил немедленно исполнить симфонию в Минске. Разобравшись
>в репертуаре оркестра, я понял, что его необходимо обновить.
>Тогда же возникла идея выпустить цикл концертов под общим
>названием "Выдающиеся произведения музыки ХХ века", куда входили
>бы ранее не исполнявшиеся в Минске сочинения композиторов,
>определивших новые направления в современной музыке.
>
> Во второй половине сезона было намечено ограничиться
>программами, посвященными творчеству Г.Малера, П.Хиндемита,
>Б.Бартока и Д.Шостаковича (1-й скрипичный концерт и 13-я
>симфония). Был выпущен абонемент из четырех концертов, с
>исполнением каждого концерта дважды (обновляясь, этот цикл
>повторялся из года в год и долго продолжался после моего ухода из
>оркестра в 1971 году).
>
> Билеты на концерт с 13-й симфонией продавались только в
>абонементе. Это было сделано на тот случай, если вдруг у
>руководства возникнет желание снять исполнение симфонии. Тогда
>публике пришлось бы возвращать билеты всех восьми концертов, что
>при аншлаге (абонементы были распроданы в течение нескольких
>дней) было бы весьма заметно. Был объявлен и Третий концерт с
>13-й симфонией, внеабонементный, но позднее руководство
>министерства культуры Белоруссии его все-таки сняло.
>
> После Hового года в Москве начали "сгущаться тучи". Появились
>"критические" статьи и выступления; Е.Евтушенко было предложено
>изменить текст в первой части симфонии, что он и сделал. Тогда же
>было приостановлено и дальнейшее исполнение симфонии. Официально
>это нигде не было объявлено, но когда я пришел в библиотеку Союза
>композиторов СССР на улице Hеждановой, чтобы взять партитуру и
>оркестровые партии, мне их не выдали, а через друзей мне удалось
>достать только два клавира. Как мне объяснил тогдашний директор
>библиотеки Е.Садовников: "Выдавать оркестровые партии и партитуру
>пока запрещено".
>
> Кстати, в первом издании партитуры симфонии (М., "Советский
>композитор", 1971) даже в сносках отсутствует первоначальный
>текст.
>
> Пользуясь случаем, я его напомню. Изменений в первой части
>("Бабий Яр") было два: между 2-3 цифрами партитуры и между 24-26.
>
> Старый текст
> Мне кажется, сейчас я иудей -
> вот я бреду по Древнему Египту.
> А вот я на кресте распятый гибну
> и до сих пор на мне следы гвоздей!
>
> Hовый текст
> Я тут стою, как будто у криницы,
> дающей веру в наше братство мне.
> Здесь русские лежат и украинцы,
> с евреями лежат в одной земле.
>
> Старый текст
> И сам я как сплошной беззвучный крик
> над тысячами тысяч убиенных,
> я каждый здесь расстрелянный старик,
> я каждый здесь расстрелянный ребенок.
>
> Hовый текст
> Я думаю о подвиге России,
> фашизму преградившей путь собой,
> до самой наикрохотной росинки
> мне близкой всею сутью и судьбой.
>
> Получив отказ в библиотеке Союза композиторов, я обратился к
>художественному руководителю Московской филармонии М.Гринбергу,
>думая получить у него оркестровые партии, имевшиеся в оркестре
>филармонии. После продолжительной беседы, где мне было выражено
>понимание и сочувствие, я получил отказ, мотивированный тем, что
>ноты являются собственностью Союза композиторов и в сложившейся
>обстановке он не может ими распоряжаться.
>
> Тогда я обратился непосредственно к библиотекарю оркестра
>Л.Виноградову. Леонид Владимирович Виноградов был тихим
>человеком, для того времени вид он имел несколько странный: носил
>волосы до плеч, длинную бороду до пояса и одет был весьма
>небрежно. Он много читал и высказывал довольно независимые
>взгляды на тогдашнюю жизнь. Я рассказал ему о своих планах, и
>поскольку в ближайшее время исполнение симфонии не намечалось, он
>без колебаний согласился выдать мне оркестровые партии, хотя
>партитуры у него не было.
>
> Прекрасно помню, как мы выносили из служебного входа Большого
>зала консерватории три пачки нот в машину такси, а рядом со
>входом стоял "Москвич" с открытым капотом и около него - Кирилл
>Кондрашин. Он увидел нас, улыбнулся и пожелал мне успехов, но
>когда я обратился к нему с просьбой дать мне на несколько дней
>партитуру симфонии, он отказал, мотивируя это тем, что это
>партитура библиотеки Союза композиторов.
>
> С.Хентова в книге "Д.Шостакович" (Л., "Советский композитор",
>1986) на странице 427 пишет: "Минскому дирижеру В.В.Катаеву
>удалось получить партитуру для премьеры в столице Белоруссии".
>Партитуру я получил из рук Дмитрия Дмитриевича, когда он за день
>до концерта приехал в Минск, а вся многодневная репетиционная
>работа проходила только по клавиру, что вначале, пока я не выучил
>партитуру на память, создавало для меня крайнее неудобство в
>работе с оркестром.
>
> В организации исполнения симфонии Шостаковича в Минске у меня
>был замечательный помощник - редактор симфонических и камерных
>программ филармонии М.Жуховицкий. Он закончил исторический
>факультет университета и хоровое отделение консерватории.
>Жуховицкий был невероятно активным человеком, он прекрасно
>ориентировался в сложных отношениях партийного руководства и
>способствовал осуществлению многих интересных программ. Так, в
>1964 году нам удалось еще раз исполнить 13-ю симфонию, а
>несколько позднее - "Военный реквием" Б.Бриттена, "Симфонию
>псалмов" И.Стравинского, симфонию "Песнь о земле" Г.Малера,
>ораторию А.Онеггера "Жанна д'Арк на костре" (в сценической
>редакции) и ряд других замечательных произведений композиторов ХХ
>века.
> *