Subject: [club-l] Fw: 13-ая симфония Шостаковича [2/2]
> Возвращаюсь, однако, к истории исполнения 13-й симфонии,
>когда у нас возникла трудная задача - собрать сводный хор басов.
>Я обратился к художественному руководителю Государственного хора
>Белоруссии Г.Ширме. Он категорически отказался участвовать в
>исполнении, хотя ни текста, ни музыки симфонии еще не знал, боясь
>навлечь на себя недовольство начальства.
>
> Тогда я обратился к художественному руководителю хора
>Белорусского радио А.Зеленковой, выпускнице Ленинградской
>консерватории, замечательному человеку и музыканту. Она с
>воодушевлением приняла мое предложение.
>
> Именно вокруг небольшой группы певцов ее хора и стал
>собираться сводный хор басов. Для начала мы решили не ставить в
>известность руководство радио, а просто Анна Павловна так
>выстроила план работы хора, что мужчины получили возможность в
>рабочее время разучивать хоровые партии симфонии.
>
> Первые несколько репетиций я проводил у себя дома, знакомил
>певцов с музыкой, с текстом симфонии, просил каждого из них
>рассказывать о симфонии своим коллегам из других хоров и
>приглашать их к участию в ее исполнении на условиях личного
>договора с филармонией (помню, директор филармонии Анатолий
>Колонденок с большим трудом, но нашел средства, и большинство
>певцов сводного хора получили оплату). Состав хора стал быстро
>увеличиваться. Затем хоровые репетиции были перенесены в
>филармонию (теперь это Дом искусств).
>
> К работе подключилась большая группа из Государственного хора
>Белоруссии, но по личной инициативе. В репетициях сводного хора
>принял участие хормейстер радио Илья Клионский и хормейстер
>Государственного хора Виктор Ровдо. Пришло много певцов и из
>других хоров. В результате собрался настолько большой хор, что он
>не помещался на хоровых станках и хористы стояли на полу в
>несколько рядов. Когда на генеральной репетиции Дмитрий
>Дмитриевич увидел состав хора, он обомлел - на сцене стояла
>плотная толпа.
>
> Еще на начальной стадии подготовки к концерту, будучи в
>Москве, я договорился с солистом Московской филармонии Виктором
>Громадским, который участвовал в московской премьере, и поэтому
>был абсолютно спокоен. Hо где-то дней за десять до концерта он
>позвонил мне в Минск и отказался от участия, мотивируя это своей
>занятостью в других концертах.
>
> Мне пришлось срочно выехать в Москву в надежде найти другого
>солиста, знающего эту вокальную партию. Я предполагал, что к
>премьере в Москве для страховки должен был готовиться еще один
>певец. В Московской филармонии подтвердили мои предположения и
>назвали солиста филармонии Аскольда Беседина. Он знал партию,
>присутствовал на всех оркестровых репетициях К.Кондрашина в
>декабре, но спеть ему так и не дали, предпочтя В.Громадского.
>Тогда у А.Беседина не было постоянного адреса в Москве, поэтому
>мне дали несколько адресов и один телефон, где предположительно
>он мог появиться.
>
> Имея в распоряжении всего один день, от поезда до поезда, я
>объездил на такси все адреса, звонил по телефону, но нигде
>А.Беседина не застал. Везде я оставлял свой минский телефон и
>записку: "При любых обстоятельствах прошу принять участие в
>исполнении 13-й симфонии в Минске!"
>
> Вернувшись рано утром в Минск, я успел лишь войти в квартиру,
>как раздался междугородный звонок. Звонил Аскольд Беседин: "Я
>готов... Я могу... отменил все концерты. Когда мне быть в
>Минске?" Когда мы встретились на перроне, он задал мне сразу один
>вопрос: "Какой поем текст?" - "Конечно, первый!".
>
> Как относился ЦК компартии Белоруссии и министерство культуры
>к готовящемуся исполнению симфонии в Минске? Во-первых, об
>исполнении симфонии они узнали, когда по городу уже висели афиши,
>когда все с нетерпением ждали этих концертов и когда через
>абонементную систему все билеты были уже проданы. Во-вторых, о
>задержке исполнения и о требовании верхов изменить литературный
>текст симфонии знали в Москве, но в Минске толком никто об этом
>не слышал. Один раз меня и директора филармонии вызывал к себе
>министр культуры Г.Киселев, который, хоть и поставил вопрос о
>переносе исполнения, понимал, что делать это было уже поздно.
>Казалось, уже ничто не может помешать исполнению симфонии, но за
>пять дней до концерта мне вдруг из Москвы позвонил К.Кондрашин и
>попросил срочно вернуть оркестровые партии, потому что якобы
>где-то намечается исполнение симфонии под его управлением. Утром
>следующего дня перед репетицией я сообщил об этом оркестру.
>Музыканты выслушали меня с невероятным волнением: в той
>напряженной обстановке, после преодоления стольких препятствий
>невозможно было и представить себе отмену концерта.
>
> Тогда решили, что после репетиции каждый музыкант возьмет
>домой свою партию и к утру перепишет ее, а завтра вечером поездом
>отправим ноты с библиотекарем в Москву.
>
> Hа следующий день каждый музыкант ставил на пульт две партии
>- оригинал и свою, переписанную, чтобы во время репетиции
>исправить возможные описки.
>
> Вечером я позвонил К.Кондрашину. Он был поражен случившимся.
>Днем мне звонил секретарь Д.Шостаковича, следом взял трубку сам
>Дмитрий Дмитриевич: "Состоится ли концерт?" Я подтвердил, что все
>остается в силе, оркестровые партии в полном порядке, и просил
>его не забыть взять с собой партитуру для меня.
>
> Дмитрий Дмитриевич вместе с женой Ириной Антоновной приехал
>за два дня до концерта. Утром состоялась репетиция с солистом, но
>без хора, который не мог бы поместиться в репетиционном зале
>тогдашней филармонии. Hа репетиции присутствовал Шостакович
>(сохранилась фотография). Hа следующий день - генеральная
>репетиция, она проходила в зале Дома офицеров, где и состоялся
>концерт.
>
> Сказать, что А.Беседин пел прекрасно, - значит, ничего не
>сказать. Он был героем, пережившим драматические коллизии
>симфонии, от его имени он излагал текст и пел музыку:
>
> Умирают в России страхи,
> словно призраки прежних лет...
>
> ...Я их помню во власти и силе
> при дворе торжествующей лжи
>
> Когда закончилась симфония (а пятая часть заканчивается,
>постепенно затихая), в зале наступила напряженная тишина. Публика
>замерла в осознании истинности представленных в симфонии
>драматических сцен и острейших общественных идей. Потом зал
>взорвался аплодисментами, публика стоя скандировала, приветствуя
>композитора, поднимавшегося на сцену.
>
> С особой благодарностью до сих пор вспоминаю участников
>исполнения 13-й симфонии в Минске [Примечание А.П.Зеленковой:
>Артистам хора должны были заплатить за два выступления, а
>заплатили только за одно. Обычно исполнители сражаются за каждый
>рубль, но в данном случае - они сказали: "Что мы - не люди? Споем
>бесплатно!"], особенно музыкантов Государственного симфонического
>оркестра Белоруссии, переписавших весь комплект оркестровых
>партий пятичастной симфонии для полного тройного состава духовых,
>арфы, фортепиано, множества ударных и большого количества
>струнных - более семидесяти партий! Этот комплект оркестровых
>партий до сих пор находится в библиотеке оркестра. Я не знаю
>подобного случая в концертной практике оркестров бывшего СССР, не
>говоря о концертной жизни других стран.
>
> Еще живы многие участники этого исполнения симфонии, и они
>могут подтвердить подлинность изложенного.
>
>Виталий КАТАЕВ
>профессор Московской консерватории
>Москва
> ) Л) з)