Subject: [club-l] Избранные места из переписки с подписчиком ДЛ ММВ по поводу "Лебединого озера" и прочих новаций на театральной сцене.


Подписчик. Друзья, здесь есть любители оперы?


Димитрин. Любители оперы здесь есть, но их не много. 


П. ...Да их и не может быть много, поскольку опера для восприятия сложнее 
просто классики, так сказать. Бытует мнение, что до оперы нужно дорасти.


Д. ...Я - Димитрин Юрий Георгиевич - один из них. У меня довольно экзотическая 
профессия. Либреттист. [...] В музыкальном отношении опера может быть и не 
сложнее "просто классики", но при е╦ восприятии к музыке прибавляется ещ╦ 
и литература и театр. Эти сферы, в музыкальном театре, как правило, менее 
профессиональны /а иногда - это попросту дилетантство/, чем сфера музыки. 
Поэтому общее восприятие оперы требует как бы большего внимания и не очень 
свойственного музыкантам и меломанам умения синтезировать и анализировать 
свои театральные впечатления. 



П. ...Вы правы, профессия действительно необычная и сразу на ум приходит 
вопрос, где же у нас учат на либреттистов-то? 


Д.  ...Профессии либреттиста /если говорить о каких-то консерваториях, университетах, 
колледжах, курсах/ никто, никого, нигде и никогда не учил. 


П. ...А по существу, хочу у Вас, как профессионала, спросить, так уж оно 
плохо - новое либретто Васильева к Лебединому озеру. Кто-то за, кто-от против. 
Говорят, в свое время Светланов отказался дирижировать сим действом и "старое" 
лебединое перекочевало к Немировичу-Данченко.


Д. ...В отношении васильевского "Лебединого озера" я, очевидно, лицо наиболее 
беспристрастное и объективное, т.к. не видел спектакля и ничего не слышал 
о его либретто. По тем сведениям, которые приводятся в Вашем письме, могу 
сказать, что заочно нахожусь на стороне Васильева. Во первых потому, что 
его спектакль, очевидно, дискуссионен /вы пишете:"Кто-то за, кто-то против"/.

П. ...Дискуссионен? Да не то слово! Сейчас страсти уже улеглись, но тогда, 
на сколько мне известно был взрыв. Откровенно говоря, я не придерживаюсь 
мнения, что новое всегда лучше старого. И искусства это касается в первую 
очередь. Вы, кстати, слышали, что о Васильеве говорят, что он был хороший 
балерун и не более того. Хотя, предвижу Ваши возражения и сразу оговорюсь, 
что недоброжелателей у всех достаточно и не ошибается только тот, кто ничего 
не делает. Но его работы слишком спорны! 

Д. ...а во-вторых, потому что среди музыкантов самых значительных и уважаемых 
/и мною в том числе/ бытует рыцарско-рабское стремление изо всех сил бороться 
за чистоту классики, что в музыкальном театре зачастую приводит к застою 
и торжеству рутины. Между тем, говоря абстрактно, нас больше обогащают два 
получивших некий общественный резонанс спектакля классической оперы или балета, 
один из которых ид╦т в авторской версии, а другой в версии радикально протрактованной 
постановщиками, чем два спектакля того же названия, но оба в авторской версии.. 


П. Самое главное, чтобы новое не было жалким подобием и извращением старого, 
как у нас сейчас происходит, особенно в немузыкальных театрах. 


Д. Более чем спорное, на мой взгляд, утверждение. Очень и весьма. Кто же 
определяет "жалкость", "подобность" и "извращ╦нность" этого самого "нового"? 
Мы же с вами и определяем, те самые "мы", которые столько раз ошибались



П. А вот и нет :). Мне очень не нравится, как современные режиссеры ( в немузыкальных 
театрах опять же) опошляют классику своими неумелыми интерпретациями в надежде 
снискать сенсацию. Это очень удручающее зрелище. как просто: прочитал Анну 
Каренину и состряпал что-то на свой вкус, при этом совсем не заботясь о том, 
что вкус отсутствует, прикрываясь авторской (то бишь своей) редакцией. В 
музыкальных театрах это пока не приняло угрожающего размаха. Я думаю, что 
это происходит потому, что это не так-то просто сделать. Ну, я конечно, могу 
и ошибаться, искусствоведом не являюсь! 


Д. ...Теперь об "Анне Карениной". Эти "Анны", которые Вас возмущают, они 
резонансные спектакли? О них спорят? Если да, значит они влияют на самочувствие 
какой-то части общества. И чем больший резонанс вокруг спектакля, тем на 
большую часть общества спектакль оказывает художественное воздействие. Вредное 
это воздействие или нет определить невозможно, т.к. "вред" и "польза" - категории, 
зависящие от взгляда на мир каждого, кто их применяет. Спектакль - фантазирую 
- оправдывающий Каренина, делающего его героем, и обвиняющий /доводящую до 
исступления даже любящего Вронского/ его жену также обогащают нас как и спектакли 
с обратной, созвучной Толстому моралью. При одном условии. Если такие спектакли 
вызывают художественное впечатление, т.е. резонанс в душах тысяч людей. Если 
же тот или иной спектакль по "Анне Карениной" /или по "Лебединому озеру"/ 
- мало кому известный неуспех, считайте, что спектакля этого не было. Он 
не считается. И верность авторской воли не в какой мере не спасает его от 
нулевого итога. 


Такова моя точка зрения. Надеюсь, что не глупее других. 


Кстати, что касается театров музыкальных, то там такого рода варваризацией 
классики занимаюсь я. И не без успеха, для всех, надеюсь, очевидного. Считаю 
это делом первостепенной важности для развития жанра. 


Юрий. 











оНДОХЯВХЙ. дПСГЭЪ, ГДЕЯЭ ЕЯРЭ КЧАХРЕКХ НОЕПШ?

дХЛХРПХМ. кЧАХРЕКХ НОЕПШ ГДЕЯЭ ЕЯРЭ, МН ХУ МЕ ЛМНЦН.

о. ...дЮ ХУ Х МЕ ЛНФЕР АШРЭ ЛМНЦН, ОНЯЙНКЭЙС НОЕПЮ ДКЪ БНЯОПХЪРХЪ ЯКНФМЕЕ ОПНЯРН ЙКЮЯЯХЙХ, РЮЙ ЯЙЮГЮРЭ. аШРСЕР ЛМЕМХЕ, ВРН ДН НОЕПШ МСФМН ДНПЮЯРХ.

д. ...ъ - дХЛХРПХМ чПХИ цЕНПЦХЕБХВ - НДХМ ХГ МХУ. с ЛЕМЪ ДНБНКЭМН ЩЙГНРХВЕЯЙЮЪ ОПНТЕЯЯХЪ. кХАПЕРРХЯР. [...] б ЛСГШЙЮКЭМНЛ НРМНЬЕМХХ НОЕПЮ ЛНФЕР АШРЭ Х МЕ ЯКНФМЕЕ "ОПНЯРН ЙКЮЯЯХЙХ", МН ОПХ Е╦ БНЯОПХЪРХХ Й ЛСГШЙЕ ОПХАЮБКЪЕРЯЪ ЕЫ╦ Х КХРЕПЮРСПЮ Х РЕЮРП. щРХ ЯТЕПШ, Б ЛСГШЙЮКЭМНЛ РЕЮРПЕ, ЙЮЙ ОПЮБХКН, ЛЕМЕЕ ОПНТЕЯЯХНМЮКЭМШ /Ю ХМНЦДЮ - ЩРН ОНОПНЯРС ДХКЕРЮМРЯРБН/, ВЕЛ ЯТЕПЮ ЛСГШЙХ. оНЩРНЛС НАЫЕЕ БНЯОПХЪРХЕ НОЕПШ РПЕАСЕР ЙЮЙ АШ АНКЭЬЕЦН БМХЛЮМХЪ Х МЕ НВЕМЭ ЯБНИЯРБЕММНЦН ЛСГШЙЮМРЮЛ Х ЛЕКНЛЮМЮЛ СЛЕМХЪ ЯХМРЕГХПНБЮРЭ Х ЮМЮКХГХПНБЮРЭ ЯБНХ РЕЮРПЮКЭМШЕ БОЕВЮРКЕМХЪ.

о. ...бШ ОПЮБШ, ОПНТЕЯЯХЪ ДЕИЯРБХРЕКЭМН МЕНАШВМЮЪ Х ЯПЮГС МЮ СЛ ОПХУНДХР БНОПНЯ, ЦДЕ ФЕ С МЮЯ СВЮР МЮ КХАПЕРРХЯРНБ-РН?

д.  ...оПНТЕЯЯХХ КХАПЕРРХЯРЮ /ЕЯКХ ЦНБНПХРЭ Н ЙЮЙХУ-РН ЙНМЯЕПБЮРНПХЪУ, СМХБЕПЯХРЕРЮУ, ЙНККЕДФЮУ, ЙСПЯЮУ/ МХЙРН, МХЙНЦН, МХЦДЕ Х МХЙНЦДЮ МЕ СВХК.

о. ...ю ОН ЯСЫЕЯРБС, УНВС С бЮЯ, ЙЮЙ ОПНТЕЯЯХНМЮКЮ, ЯОПНЯХРЭ, РЮЙ СФ НМН ОКНУН - МНБНЕ КХАПЕРРН бЮЯХКЭЕБЮ Й кЕАЕДХМНЛС НГЕПС. йРН-РН ГЮ, ЙРН-НР ОПНРХБ. цНБНПЪР, Б ЯБНЕ БПЕЛЪ яБЕРКЮМНБ НРЙЮГЮКЯЪ ДХПХФХПНБЮРЭ ЯХЛ ДЕИЯРБНЛ Х "ЯРЮПНЕ" КЕАЕДХМНЕ ОЕПЕЙНВЕБЮКН Й мЕЛХПНБХВС-дЮМВЕМЙН.

д. ...б НРМНЬЕМХХ БЮЯХКЭЕБЯЙНЦН "кЕАЕДХМНЦН НГЕПЮ" Ъ, НВЕБХДМН, КХЖН МЮХАНКЕЕ АЕЯОПХЯРПЮЯРМНЕ Х НАЗЕЙРХБМНЕ, Р.Й. МЕ БХДЕК ЯОЕЙРЮЙКЪ Х МХВЕЦН МЕ ЯКШЬЮК Н ЕЦН КХАПЕРРН. оН РЕЛ ЯБЕДЕМХЪЛ, ЙНРНПШЕ ОПХБНДЪРЯЪ Б бЮЬЕЛ ОХЯЭЛЕ, ЛНЦС ЯЙЮГЮРЭ, ВРН ГЮНВМН МЮУНФСЯЭ МЮ ЯРНПНМЕ бЮЯХКЭЕБЮ. бН ОЕПБШУ ОНРНЛС, ВРН ЕЦН ЯОЕЙРЮЙКЭ, НВЕБХДМН, ДХЯЙСЯЯХНМЕМ /БШ ОХЬЕРЕ:"йРН-РН ГЮ, ЙРН-РН ОПНРХБ"/.

о. ...дХЯЙСЯЯХНМЕМ? дЮ МЕ РН ЯКНБН! яЕИВЮЯ ЯРПЮЯРХ СФЕ СКЕЦКХЯЭ, МН РНЦДЮ, МЮ ЯЙНКЭЙН ЛМЕ ХГБЕЯРМН АШК БГПШБ. нРЙПНБЕММН ЦНБНПЪ, Ъ МЕ ОПХДЕПФХБЮЧЯЭ ЛМЕМХЪ, ВРН МНБНЕ БЯЕЦДЮ КСВЬЕ ЯРЮПНЦН. х ХЯЙСЯЯРБЮ ЩРН ЙЮЯЮЕРЯЪ Б ОЕПБСЧ НВЕПЕДЭ. бШ, ЙЯРЮРХ, ЯКШЬЮКХ, ВРН Н бЮЯХКЭЕБЕ ЦНБНПЪР, ВРН НМ АШК УНПНЬХИ АЮКЕПСМ Х МЕ АНКЕЕ РНЦН. уНРЪ, ОПЕДБХФС бЮЬХ БНГПЮФЕМХЪ Х ЯПЮГС НЦНБНПЧЯЭ, ВРН МЕДНАПНФЕКЮРЕКЕИ С БЯЕУ ДНЯРЮРНВМН Х МЕ НЬХАЮЕРЯЪ РНКЭЙН РНР, ЙРН МХВЕЦН МЕ ДЕКЮЕР. мН ЕЦН ПЮАНРШ ЯКХЬЙНЛ ЯОНПМШ!

д. ...Ю БН-БРНПШУ, ОНРНЛС ВРН ЯПЕДХ ЛСГШЙЮМРНБ ЯЮЛШУ ГМЮВХРЕКЭМШУ Х СБЮФЮЕЛШУ /Х ЛМНЧ Б РНЛ ВХЯКЕ/ АШРСЕР ПШЖЮПЯЙН-ПЮАЯЙНЕ ЯРПЕЛКЕМХЕ ХГН БЯЕУ ЯХК АНПНРЭЯЪ ГЮ ВХЯРНРС ЙКЮЯЯХЙХ, ВРН Б ЛСГШЙЮКЭМНЛ РЕЮРПЕ ГЮВЮЯРСЧ ОПХБНДХР Й ГЮЯРНЧ Х РНПФЕЯРБС ПСРХМШ. лЕФДС РЕЛ, ЦНБНПЪ ЮАЯРПЮЙРМН, МЮЯ АНКЭЬЕ НАНЦЮЫЮЧР ДБЮ ОНКСВХБЬХУ МЕЙХИ НАЫЕЯРБЕММШИ ПЕГНМЮМЯ ЯОЕЙРЮЙКЪ ЙКЮЯЯХВЕЯЙНИ НОЕПШ ХКХ АЮКЕРЮ, НДХМ ХГ ЙНРНПШУ ХД╦Р Б ЮБРНПЯЙНИ БЕПЯХХ, Ю ДПСЦНИ Б БЕПЯХХ ПЮДХЙЮКЭМН ОПНРПЮЙРНБЮММНИ ОНЯРЮМНБЫХЙЮЛХ, ВЕЛ ДБЮ ЯОЕЙРЮЙКЪ РНЦН ФЕ МЮГБЮМХЪ, МН НАЮ Б ЮБРНПЯЙНИ БЕПЯХХ..

о. яЮЛНЕ ЦКЮБМНЕ, ВРНАШ МНБНЕ МЕ АШКН ФЮКЙХЛ ОНДНАХЕЛ Х ХГБПЮЫЕМХЕЛ ЯРЮПНЦН, ЙЮЙ С МЮЯ ЯЕИВЮЯ ОПНХЯУНДХР, НЯНАЕММН Б МЕЛСГШЙЮКЭМШУ РЕЮРПЮУ.

д. аНКЕЕ ВЕЛ ЯОНПМНЕ, МЮ ЛНИ БГЦКЪД, СРБЕПФДЕМХЕ. нВЕМЭ Х БЕЯЭЛЮ. йРН ФЕ НОПЕДЕКЪЕР "ФЮКЙНЯРЭ", "ОНДНАМНЯРЭ" Х "ХГБПЮЫ╦ММНЯРЭ" ЩРНЦН ЯЮЛНЦН "МНБНЦН"? лШ ФЕ Я БЮЛХ Х НОПЕДЕКЪЕЛ, РЕ ЯЮЛШЕ "ЛШ", ЙНРНПШЕ ЯРНКЭЙН ПЮГ НЬХАЮКХЯЭ

о. ю БНР Х МЕР :). лМЕ НВЕМЭ МЕ МПЮБХРЯЪ, ЙЮЙ ЯНБПЕЛЕММШЕ ПЕФХЯЯЕПШ ( Б МЕЛСГШЙЮКЭМШУ РЕЮРПЮУ НОЪРЭ ФЕ) НОНЬКЪЧР ЙКЮЯЯХЙС ЯБНХЛХ МЕСЛЕКШЛХ ХМРЕПОПЕРЮЖХЪЛХ Б МЮДЕФДЕ ЯМХЯЙЮРЭ ЯЕМЯЮЖХЧ. щРН НВЕМЭ СДПСВЮЧЫЕЕ ГПЕКХЫЕ. ЙЮЙ ОПНЯРН: ОПНВХРЮК юММС йЮПЕМХМС Х ЯНЯРПЪОЮК ВРН-РН МЮ ЯБНИ БЙСЯ, ОПХ ЩРНЛ ЯНБЯЕЛ МЕ ГЮАНРЪЯЭ Н РНЛ, ВРН БЙСЯ НРЯСРЯРБСЕР, ОПХЙПШБЮЪЯЭ ЮБРНПЯЙНИ (РН АХЬЭ ЯБНЕИ) ПЕДЮЙЖХЕИ. б ЛСГШЙЮКЭМШУ РЕЮРПЮУ ЩРН ОНЙЮ МЕ ОПХМЪКН СЦПНФЮЧЫЕЦН ПЮГЛЮУЮ. ъ ДСЛЮЧ, ВРН ЩРН ОПНХЯУНДХР ОНРНЛС, ВРН ЩРН МЕ РЮЙ-РН ОПНЯРН ЯДЕКЮРЭ. мС, Ъ ЙНМЕВМН, ЛНЦС Х НЬХАЮРЭЯЪ, ХЯЙСЯЯРБНБЕДНЛ МЕ ЪБКЪЧЯЭ!

д. ...рЕОЕПЭ НА "юММЕ йЮПЕМХМНИ". щРХ "юММШ", ЙНРНПШЕ бЮЯ БНГЛСЫЮЧР, НМХ ПЕГНМЮМЯМШЕ ЯОЕЙРЮЙКХ? н МХУ ЯОНПЪР? еЯКХ ДЮ, ГМЮВХР НМХ БКХЪЧР МЮ ЯЮЛНВСБЯРБХЕ ЙЮЙНИ-РН ВЮЯРХ НАЫЕЯРБЮ. х ВЕЛ АНКЭЬХИ ПЕГНМЮМЯ БНЙПСЦ ЯОЕЙРЮЙКЪ, РЕЛ МЮ АНКЭЬСЧ ВЮЯРЭ НАЫЕЯРБЮ ЯОЕЙРЮЙКЭ НЙЮГШБЮЕР УСДНФЕЯРБЕММНЕ БНГДЕИЯРБХЕ. бПЕДМНЕ ЩРН БНГДЕИЯРБХЕ ХКХ МЕР НОПЕДЕКХРЭ МЕБНГЛНФМН, Р.Й. "БПЕД" Х "ОНКЭГЮ" - ЙЮРЕЦНПХХ, ГЮБХЯЪЫХЕ НР БГЦКЪДЮ МЮ ЛХП ЙЮФДНЦН, ЙРН ХУ ОПХЛЕМЪЕР. яОЕЙРЮЙКЭ - ТЮМРЮГХПСЧ - НОПЮБДШБЮЧЫХИ йЮПЕМХМЮ, ДЕКЮЧЫЕЦН ЕЦН ЦЕПНЕЛ, Х НАБХМЪЧЫХИ /ДНБНДЪЫСЧ ДН ХЯЯРСОКЕМХЪ ДЮФЕ КЧАЪЫЕЦН бПНМЯЙНЦН/ ЕЦН ФЕМС РЮЙФЕ НАНЦЮЫЮЧР МЮЯ ЙЮЙ Х ЯОЕЙРЮЙКХ Я НАПЮРМНИ, ЯНГБСВМНИ рНКЯРНЛС ЛНПЮКЭЧ. оПХ НДМНЛ СЯКНБХХ. еЯКХ РЮЙХЕ ЯОЕЙРЮЙКХ БШГШБЮЧР УСДНФЕЯРБЕММНЕ БОЕВЮРКЕМХЕ, Р.Е. ПЕГНМЮМЯ Б ДСЬЮУ РШЯЪВ КЧДЕИ. еЯКХ ФЕ РНР ХКХ ХМНИ ЯОЕЙРЮЙКЭ ОН "юММЕ йЮПЕМХМНИ" /ХКХ ОН "кЕАЕДХМНЛС НГЕПС"/ - ЛЮКН ЙНЛС ХГБЕЯРМШИ МЕСЯОЕУ, ЯВХРЮИРЕ, ВРН ЯОЕЙРЮЙКЪ ЩРНЦН МЕ АШКН. нМ МЕ ЯВХРЮЕРЯЪ. х БЕПМНЯРЭ ЮБРНПЯЙНИ БНКХ МЕ Б ЙЮЙНИ ЛЕПЕ МЕ ЯОЮЯЮЕР ЕЦН НР МСКЕБНЦН ХРНЦЮ.

рЮЙНБЮ ЛНЪ РНВЙЮ ГПЕМХЪ. мЮДЕЧЯЭ, ВРН МЕ ЦКСОЕЕ ДПСЦХУ.

йЯРЮРХ, ВРН ЙЮЯЮЕРЯЪ РЕЮРПНБ ЛСГШЙЮКЭМШУ, РН РЮЛ РЮЙНЦН ПНДЮ БЮПБЮПХГЮЖХЕИ ЙКЮЯЯХЙХ ГЮМХЛЮЧЯЭ Ъ. х МЕ АЕГ СЯОЕУЮ, ДКЪ БЯЕУ, МЮДЕЧЯЭ, НВЕБХДМНЦН. яВХРЮЧ ЩРН ДЕКНЛ ОЕПБНЯРЕОЕММНИ БЮФМНЯРХ ДКЪ ПЮГБХРХЪ ФЮМПЮ.

чПХИ.