Subject: [club-l] Re: modern music


>Теперь оглянитесь вокруг - так ли очевидна для нас роль того
>же Шнитке в музыке. Может, он гений, может - просто неплохой композитор,
>может - бездарность. Он знаменит сегодня - согласен, но большое видится 
на
>расстояньи, поэтому окончательный вывод о том, что из себя _на самом деле_
>представляет музыка Шнитке можно будет сделать лет через сто пятьдесят.
...
>Что же касается конкретно Шнитке и вообще современной музыки - не понимаю 
я
>ничего в этом, вот и все. Мне неинтересно.

Борис, особенно интересно было бы ваше мнение (как профессионального
музыканта) по таким поводам :

1. Действительно, есть сочинения Шнитке, написанные более-менее "на злобу
дня" : "Жизнь с идиотом" и тд (хотя  я так не считаю; таких сочинений у него
много меньше, чем у Шостаковича, например). Но вот Вторая симфония,
"невидимая месса", - разве это не _совершенно нормальное_, традиционное
религиозное сочинение, при том, совершенно потрясающе написанное ?
Почему-тоя уверен, что 2, 3, 5, 6, 7,8 симфонии, Кончерто гроссо NN.., конц.
для ф-но с оркестром и др будут слушать и через 300 лет. Наоборот, когда
удается "догнать" композитора, который время "опережает" (хоть это и штамп,
скорее, когда слушаешь действительно великую музыку, ощущение настоящего
времени изменяется - собственно, это для меня и есть "критерий"), радоваться
надо!
2. Самое важное: насколько, по Вашему мнению, "полноценно", Шнитке исполняют
сейчас ? Даже то, что сохранилось в грамзаписи, показывает, что у многих
дирижеров и исполнителей совершенно не было "контакта" (с нашей точки
зрения! однако, инерция, слишком много наслоений уже освоенного материала
все же могут быть названы как "объективные" признаки) с исполняемыми ими
сочинениями Брукнера, Малера, даже Бетховена, при том, что это тем не менее
исполнялось, анализировалось критикой и тд. ? Тот факт, что профессионал
хорошо читает с листа, очень соблазняет в спорных случаях подозревать,
насколько сильно (не)понимание пьесы исполнителем отличается от
собственного.... Пример вертится на языке, но никак не могу вспомнить
(Бетховен - Лео Блех ? - я помню пластинки "визуально", по конверту, и могу
ошибиться). Зато противоположный пример - Ф.Шальк. Он всегда все слышал "как
положено" (хотя в стремлении "популяризовать" Брукнера доходил до). Если 
Вы
говорите о Шнитке, то какие исполнения вы имеете в виду ? Например, многим
нравятся Кремер - Гринденко, но, по-моему, если бы я не слышал других
исполнителей, то Шнитке не стал бы слушать вообще.

С уважением,
Рудольф Гейдер,
rh@aha.ru

╞h
U