Юрий Димитрин wrote: > Среди постановок " Кармен" – именно " Кармен" – в ХХ веке > были спектакли, в которых авторский замысел значительно > перерабатывался. Я бы к перечисленным еще одну постановку добавил. Правда это балет, а не спектакль, с Барышниковым в роли Хосе. Хореограф-постановщик вылетел из головы, но вы наверное знаете. Как то продавалась (может и сейчас продается) видеокассета в московском Центральном Доме Актера. Осовременена до крайности, отмечу хотя бы сцену драки на табачной фабрике (которой у Бизе нет) и появление дымящих сигарами персонажей. Справедливости ради должен заметить что отдельные оригинальные танцевальные решения мне понравились, да и Барышников с .. (забыл героиню) тоже великолепен. От собственно Бизе однако остались лишь клочья, как раз тот случай, когда > Великая, совершенная музыка вынуждена, подчас, выражать в них не > совсем то, (а иногда совсем не то), что имел ввиду автор. Вот она, > близость предлагаемой мной проблемы с той – "Музыка и > образность" , Музыка и восприятие", которая обсуждается сейчас на ДЛ.) > "Оперный театр вообще существует за счёт канонов прошлых столетий, а > живет и развивается, благодаря их разрушению" . Уточним эту формулу - > ''разрушение для жизни и развития'' Для жизни и развития жанра > необходимо разрушение не только "канонов прошлых столетий", но и > авторской воли, замысла, концепции конкретного классика, опера > которого ставится. > > И, наконец, предлагаемая тема дискуссии. Это разрушение ради жизни нас > обогащает или обкрадывает? Думаю, что и классика, то есть классические постановки, и авангард вроде упомянутого мною выше должны сосуществовать вместе вот в таком отношении: классика как фундамент для дальнейших "изысков". Если не будет ставиться в достаточном количестве классика, люди постепенно ее забудут и уйдут в дебри непроходимые. При этом за чистотой классики конечно же необходимо следить, но не превращая это в бессмысленность (например, замена разговорных сцен речитативами вполне допустима). А модерновые постановки, во-первых, нужны как поиск новых форм в искусстве, обновления языка, а во-вторых, они заполняют некоторою тоже важную часть спектра: думаю что благодаря им известная часть публики познакомилась с музыкой Бизе, хотя в несколько извращенном варианте. -- Alex Vinokurov ISP RAS mailto:vinok@ispras.ru http://www.ispras.ru/~vinok
Юрий Димитрин wrote:Среди постановок " Кармен" – именно " Кармен" – в ХХ веке были спектакли, в которых авторский замысел значительно перерабатывался.Я бы к перечисленным еще одну постановку добавил. Правда это балет, а не спектакль, с Барышниковым в роли Хосе. Хореограф-постановщик вылетел из головы, но вы наверное знаете. Как то продавалась (может и сейчас продается) видеокассета в московском Центральном Доме Актера. Осовременена до крайности, отмечу хотя бы сцену драки на табачной фабрике (которой у Бизе нет) и появление дымящих сигарами персонажей. Справедливости ради должен заметить что отдельные оригинальные танцевальные решения мне понравились, да и Барышников с .. (забыл героиню) тоже великолепен. От собственно Бизе однако остались лишь клочья, как раз тот случай, когдаВеликая, совершенная музыка вынуждена, подчас, выражать в них не совсем то, (а иногда совсем не то), что имел ввиду автор. Вот она, близость предлагаемой мной проблемы с той – "Музыка и образность" , Музыка и восприятие", которая обсуждается сейчас на ДЛ.)"Оперный театр вообще существует за счёт канонов прошлых столетий, а живет и развивается, благодаря их разрушению" . Уточним эту формулу - ''разрушение для жизни и развития'' Для жизни и развития жанра необходимо разрушение не только "канонов прошлых столетий", но и авторской воли, замысла, концепции конкретного классика, опера которого ставится.Думаю, что и классика, то есть классические постановки, и авангард вроде упомянутого мною выше должны сосуществовать вместе вот в таком отношении: классика как фундамент для дальнейших "изысков". Если не будет ставиться в достаточном количестве классика, люди постепенно ее забудут и уйдут в дебри непроходимые. При этом за чистотой классики конечно же необходимо следить, но не превращая это в бессмысленность (например, замена разговорных сцен речитативами вполне допустима). А модерновые постановки, во-первых, нужны как поиск новых форм в искусстве, обновления языка, а во-вторых, они заполняют некоторою тоже важную часть спектра: думаю что благодаря им известная часть публики познакомилась с музыкой Бизе, хотя в несколько извращенном варианте.И, наконец, предлагаемая тема дискуссии. Это разрушение ради жизни нас обогащает или обкрадывает?
-- Alex Vinokurov ISP RAS mailto:vinok@ispras.ru http://www.ispras.ru/~vinok