Subject: [club-l] Восьмая симфония Шнитке
Здравствуйте!
Alex Vinokurov wrote:
Если, скажем, я не понимаю или слабо понимаю связь между тем, что написано
о 8-ой симфонии Шнитке в программке вчерашнего концерта и самой симфонией,
вернее тем, что я услышал, то я не делаю выводов, что все, что там написано
- это пустословие, которое нельзя ни опровергнуть ни доказать. Просто я может
быть не увидел того, что увидел автор рецензии. Может быть что-то подобное
я увижу потом, позже, можно никогда ничего не увижу, а может - что-то свое,
совершенно отличное. Я лишь понял что в симфонии я почти ничего не понял,
впрочем это меня нисколько не убивает и не убавляет энтузиазма в освоении
Шнитке./,,,,,,/А кто вчера был на концерте из произведений Шнитке ? Честное
слово, я бы сейчас много дал, чтобы услышать еще раз Доктора Фауста, особенно
"Гибель Фауста".. Потрясающе ! И в фортепианном концерте Виктория Постникова
солировала замечательно.
Написанное в программке я тоже воспринял с трудом. То что там написано м.
б. действительно интересно, но воспринимаем мы музыку каждый по своему. Мне
не понравился язык которым написана данная рецензия. Иногда музыковеды пишут
таким сложным неудобоваримым языком о каком-либо произведение, что соглашаясь
с сутью сказанного, все равно протестуешь против этого.
Не могу удержаться от цитаты из М. Якубова (которого я очень уважаю):"В
ее музыке [Пятой симфонии Шостаковича-Д.К.] слушатели почувствовали обретение
гармонии личностного, индивидуального и общего, обретение той цельности мироощущения,
которая особенно желанна и особенно труднодостижима в сложные, переломные
эпохи развития человечества." Все правильно, но с помощью этих штампованных
фраз можно написать о любой симфонии Шостаковича(и не только Шостаковича,
и не только симфонии, а например,о каком-нибудь литературном произведении).
Но, на самом деле я хотел написать о самом концерте, от которого я в полном
восторге. Только осталось после него чувство, что до музыки Шнитке, по большому
счету, мы не доросли. Конечно, кантата "История доктора Иоганна Фауста",
как и обычно, произвела грандиозное впечатление на всех. И на фоне этого
успеха впечатление от Восьмой симфонии смазывается, и не вызвала эта симфония
таких восторгов. Но Симфония-то гениальная. Это была единственная из девяти
симфоний Шнитке которую я еще не слышал, и ожидал исполнения ее с неким страхом.
После минималистских и очень для меня сложных Шестой и Седьмой симфоний,
после вызвавшего разные чувства исполнения Девятой, я и не знал чего ожидать,
но услышанное потрясло. Симфония оказалась очень красивой и очень простой.
Дело в особенности моего восприятия последних симфоний Шнитке. Пока я раз
по 10-15 не прослушал Шестую и Седьмую симфонии я не смог каждую из них
воспринять как единое произведение. А вот Восьмая симфония это совершенно
другое дело. Очень естественное, очень цельное произведение. Я, правда,
не разобрался в форме, мне представляется трехчастный цикл (как в Седьмой
и Девятой), но скорее всего это не так. Поразителен по красоте средний (медленный)
раздел (действительно напомнил, как написано в программе, Adagio из симфоний
Брукнера). И совершенно потрясающ финал: просветленный и совершенно ясный
и естественный.
Восьмая симфония это великая музыка и очень жаль, что мы ее ждали практически
пять лет.
С уважением, Д. Корнилов.
Здравствуйте!
Alex Vinokurov wrote:
Если, скажем, я не понимаю или слабо понимаю связь
между тем, что написано о 8-ой симфонии Шнитке в программке вчерашнего концерта
и самой симфонией, вернее тем, что я услышал, то я не делаю выводов, что все,
что там написано - это пустословие, которое нельзя ни опровергнуть ни доказать.
Просто я может быть не увидел того, что увидел автор рецензии. Может быть что-то
подобное я увижу потом, позже, можно никогда ничего не увижу, а может - что-то
свое, совершенно отличное. Я лишь понял что в симфонии я почти ничего не понял,
впрочем это меня нисколько не убивает и не убавляет энтузиазма в освоении
Шнитке./,,,,,,/А кто вчера был на концерте из
произведений Шнитке ? Честное слово, я бы сейчас много дал, чтобы услышать еще
раз Доктора Фауста, особенно "Гибель Фауста".. Потрясающе ! И в
фортепианном концерте Виктория Постникова солировала
замечательно.
Написанное в
программке я тоже воспринял с трудом. То что там написано м. б. действительно
интересно, но воспринимаем мы музыку каждый по своему. Мне не понравился язык
которым написана данная рецензия. Иногда музыковеды пишут таким сложным
неудобоваримым языком о каком-либо произведение, что соглашаясь с сутью
сказанного, все равно протестуешь против этого.
Не могу удержаться от цитаты из М. Якубова (которого я очень
уважаю):"В ее музыке [Пятой симфонии Шостаковича-Д.К.] слушатели
почувствовали обретение гармонии личностного, индивидуального и общего,
обретение той цельности мироощущения, которая особенно желанна и особенно
труднодостижима в сложные, переломные эпохи развития человечества." Все
правильно, но с помощью этих штампованных фраз можно написать о любой симфонии
Шостаковича(и не только Шостаковича, и не только симфонии, а например,о
каком-нибудь литературном произведении).
Но, на самом деле я хотел написать о самом концерте, от которого я в полном
восторге. Только осталось после него чувство, что до музыки Шнитке, по большому
счету, мы не доросли. Конечно, кантата "История доктора Иоганна
Фауста", как и обычно, произвела грандиозное впечатление на всех. И на фоне
этого успеха впечатление от Восьмой симфонии смазывается, и не вызвала эта
симфония таких восторгов. Но Симфония-то гениальная. Это была единственная из
девяти симфоний Шнитке которую я еще не слышал, и ожидал исполнения ее с неким
страхом. После минималистских и очень для меня сложных Шестой и Седьмой
симфоний, после вызвавшего разные чувства исполнения Девятой, я и не знал чего
ожидать, но услышанное потрясло. Симфония оказалась очень красивой и очень
простой. Дело в особенности моего восприятия последних симфоний
Шнитке. Пока я раз по 10-15 не прослушал Шестую и Седьмую симфонии я не смог
каждую из них воспринять как единое произведение. А вот Восьмая симфония
это совершенно другое дело. Очень естественное, очень цельное произведение. Я,
правда, не разобрался в форме, мне представляется трехчастный цикл (как в
Седьмой и Девятой), но скорее всего это не так. Поразителен по красоте средний
(медленный) раздел (действительно напомнил, как написано в программе, Adagio из
симфоний Брукнера). И совершенно потрясающ финал: просветленный и совершенно
ясный и естественный.
Восьмая симфония это великая музыка и очень жаль, что мы ее ждали
практически пять лет.