Subject: [club-l] Re: Concert I.Nikonovicha


Rudolf Heider wrote:

>   Концерт очень понравился: манера игры И.Никоновича действительно "похожа" 
на Софроницкого, сразу же вспоминается
> "воздух" концертов того времени (судя по литературе и записям), именно 
то, что сейчас, возможно, утеряно.
>
Действительно, я почему-то все время думал о связи времен: Никонович,
Софроницкий, Нейгауз, Скрябин...

>  По-моему, главная
> черта исполнителей "старой школы" (Нейгауз, Рихтер, Юдина), настоящих русских 
интеллигентов,  - это очень сосредоточенное,
> тщательное изложение материала, без лишних "красот" ("красоты" могут быть 
лишними, поверхностными, разрушать гармонию
> как целое
>
Вспоминается облик Рахманинова (Никонович манерами и осанкой, как мне
кажется, даже похож на Сергея Васильевича). Помнится, где-то слышал, что
современники Рахманинова отзывались об интерпретации скрябинского
концерта как о "холодной, без лишних эспрессий по сравнению с авторской"
и даже этот контраст помешал многим увидеть особенность (и ценность)
именно рахманиновского исполнения.

> При этом принципиально отсутствует, избегается эстрадно-чувственная
> экспрессия: исполнитель говорит на человеческом языке, а не на уровне гормонов, 
подсознания, "эмоций".
>
Не знаю, не знаю. Я бы тут снова процитировал слова из письма Михаила
Лидского:

>                 Я к жизни призываю вас, скрытые стремленья!
>                 Вы, утонувшие в темных глубинах
>                 Духа творящего, вы, боязливые
>                 Жизни зародыши, вам дерзновенье я приношу.
>
>   На концерт я пришел, к сожалению, неподготовленным: многие пьесы Скрябина 
имеют точную литературную программу, и ее
> наличие иногда очень хорошо ощущается, как "песня без слов".
>
Это интересно. Кто-нибудь может что-нибудь сказать про эти программы ? Я
лично во время исполнения часто вспоминал слова (из того же письма
Михаила Лидского):

> Естественно, что такое качество  мелодии  и гармонии оказало
> соответствующее влияние на форму произведений Скрябина: каждый элемент 
ее
> является неким равнозначным центром, скорее умозрительно помещенным в
> заготовленную для него ячейку формальной схемы, (в противоположность
> классической форме процессу, где все элементы подчинены целому,
> органически вытекая один из другого).
>
Вот именно - все элементы равнозначны, не уцепишься за центр или за
стержень, чтобы раскрутиться из него. И в первом отделении я просто
плавал, тщетно пытаясь уцепиться хоть за что-то. Поэтому во-втором
отделении я попытался воспринимать игру "как есть", не ища какого-то
сюжетного контекста, а просто "открывшись" навстречу, расслабившись. И
мне кажется - получилось, во всяком случае, (я уверен в этом)
установился некий полубессознательный контакт, мое состояние совершенно
четко зависело от музыки, при этом мысли были очень не отчетливы (и
состоянием не управляли), так что невозможно вспомнить хоть что-то.
Вспоминаются лишь сами состояния. Не знаю, нашел ли ключ к пониманию
Скрябина, думаю что еще нет и это была лишь первая итерация. Хочется
отметить очень хорошую игру Никоновича. В самом деле музыка настолько
сложная, что в другом исполнении вряд ли я ее так же бы воспринял,
скорее всего продолжал бы "плавать", либо изобилие внешних эффектов,
"красивостей" помешало бы увидеть содержательную сторону. Особенно
запечатлелась 8-ая соната, как мне кажется наиболее близкая Рахманинову,
исполнение - просто блестящее, нет слов.

>   В холле продавались записи Г.Нейгауза, и, самое главное, - очень редкая 
запись "Предварительного Действа" Скрябина,
> которое композитор Немтин восстановил (досочинил) по разрозненным черновикам 
Скрябина.
>
Упустил, так как поверхностно оглядев, разочаровался в выборе (по
сравнению хотя бы с консерваторией).

>  Это очень впачетляющее сочинение:
> действительно, Скрябин реально достигал, практически, человеческого предела.
>
Интересно, как это.

>   Кроме этого концерта, было бы интересно, кто как относится к другим событиям: 
во-первых, сегодня был концерт п/у
> Е.Светланова, играл Н.Петров (3-й концерт Рахманинова). По-моему, концерт 
все-таки получился. Обычные для этого оркестра
> плохие медные инструменты
>
Да, верно подмечено, я тоже самое замечал при исполнении 5-ой
Шостаковича и Чайковского.

>   Во-вторых, сейчас идет фестиваль современной музыки "Московская осень". 
Точнее, постепенно начинается. Проходит он, в
> основном, в Доме композиторов, начало в 19-00 каждый день до начала декабря, 
программа висит в ДК; там мне сказали,
> что билеты обязательно будут перед концертом даже "заграничных" музыкальных 
коллективов. Что там будет - не знаю,
> единственно, не советую концерт электронщиков 17 ноября: в марте я был 
на концерте этих же авторов, и едва жив остался.
>
От скуки ?

> Если кто-то ходит на фестиваль, либо знает, на что там следует пойти, очень 
было бы интересно, тк сам хожу не на все и не
> знаю об авторах и исполнителях практически ничего.
>
Это происходит в Доме Союза Композиторов, если я не ошибаюсь ?

--
Alex Vinokurov
    ISP RAS      mailto:vinok@ispras.ru  http://www.ispras.ru/~vinok







Rudolf Heider wrote:
  Концерт очень понравился: манера игры И.Никоновича действительно "похожа" на Софроницкого, сразу же вспоминается
"воздух" концертов того времени (судя по литературе и записям), именно то, что сейчас, возможно, утеряно.
Действительно, я почему-то все время думал о связи времен: Никонович, Софроницкий, Нейгауз, Скрябин...
 По-моему, главная
черта исполнителей "старой школы" (Нейгауз, Рихтер, Юдина), настоящих русских интеллигентов,  - это очень сосредоточенное,
тщательное изложение материала, без лишних "красот" ("красоты" могут быть лишними, поверхностными, разрушать гармонию
как целое
Вспоминается облик Рахманинова (Никонович манерами и осанкой, как мне кажется, даже похож на Сергея Васильевича). Помнится, где-то слышал, что современники Рахманинова отзывались об интерпретации скрябинского концерта как о "холодной, без лишних эспрессий по сравнению с авторской" и даже этот контраст помешал многим увидеть особенность (и ценность) именно рахманиновского исполнения.
При этом принципиально отсутствует, избегается эстрадно-чувственная
экспрессия: исполнитель говорит на человеческом языке, а не на уровне гормонов, подсознания, "эмоций".
Не знаю, не знаю. Я бы тут снова процитировал слова из письма Михаила Лидского:
                Я к жизни призываю вас, скрытые стремленья!
                Вы, утонувшие в темных глубинах
                Духа творящего, вы, боязливые 
                Жизни зародыши, вам дерзновенье я приношу.
  На концерт я пришел, к сожалению, неподготовленным: многие пьесы Скрябина имеют точную литературную программу, и ее
наличие иногда очень хорошо ощущается, как "песня без слов".
Это интересно. Кто-нибудь может что-нибудь сказать про эти программы ? Я лично во время исполнения часто вспоминал слова (из того же письма Михаила Лидского):
Естественно, что такое качество  мелодии  и гармонии оказало
соответствующее влияние на форму произведений Скрябина: каждый элемент ее
является неким равнозначным центром, скорее умозрительно помещенным в
заготовленную для него ячейку формальной схемы, (в противоположность
классической форме процессу, где все элементы подчинены целому,
органически вытекая один из другого).
Вот именно - все элементы равнозначны, не уцепишься за центр или за стержень, чтобы раскрутиться из него. И в первом отделении я просто плавал, тщетно пытаясь уцепиться хоть за что-то. Поэтому во-втором отделении я попытался воспринимать игру "как есть", не ища какого-то сюжетного контекста, а просто "открывшись" навстречу, расслабившись. И мне кажется - получилось, во всяком случае, (я уверен в этом) установился некий полубессознательный контакт, мое состояние совершенно четко зависело от музыки, при этом мысли были очень не отчетливы (и состоянием не управляли), так что невозможно вспомнить хоть что-то. Вспоминаются лишь сами состояния. Не знаю, нашел ли ключ к пониманию Скрябина, думаю что еще нет и это была лишь первая итерация. Хочется отметить очень хорошую игру Никоновича. В самом деле музыка настолько сложная, что в другом исполнении вряд ли я ее так же бы воспринял, скорее всего продолжал бы "плавать", либо изобилие внешних эффектов, "красивостей" помешало бы увидеть содержательную сторону. Особенно запечатлелась 8-ая соната, как мне кажется наиболее близкая Рахманинову, исполнение - просто блестящее, нет слов.
  В холле продавались записи Г.Нейгауза, и, самое главное, - очень редкая запись "Предварительного Действа" Скрябина,
которое композитор Немтин восстановил (досочинил) по разрозненным черновикам Скрябина.
Упустил, так как поверхностно оглядев, разочаровался в выборе (по сравнению хотя бы с консерваторией).
 Это очень впачетляющее сочинение:
действительно, Скрябин реально достигал, практически, человеческого предела.
Интересно, как это.
  Кроме этого концерта, было бы интересно, кто как относится к другим событиям: во-первых, сегодня был концерт п/у
Е.Светланова, играл Н.Петров (3-й концерт Рахманинова). По-моему, концерт все-таки получился. Обычные для этого оркестра
плохие медные инструменты
Да, верно подмечено, я тоже самое замечал при исполнении 5-ой Шостаковича и Чайковского.
  Во-вторых, сейчас идет фестиваль современной музыки "Московская осень". Точнее, постепенно начинается. Проходит он, в
основном, в Доме композиторов, начало в 19-00 каждый день до начала декабря, программа висит в ДК; там мне сказали,
что билеты обязательно будут перед концертом даже "заграничных" музыкальных коллективов. Что там будет - не знаю,
единственно, не советую концерт электронщиков 17 ноября: в марте я был на концерте этих же авторов, и едва жив остался.
От скуки ?
Если кто-то ходит на фестиваль, либо знает, на что там следует пойти, очень было бы интересно, тк сам хожу не на все и не
знаю об авторах и исполнителях практически ничего.
Это происходит в Доме Союза Композиторов, если я не ошибаюсь ?
-- 
Alex Vinokurov
    ISP RAS      mailto:vinok@ispras.ru  http://www.ispras.ru/~vinok