Subject: [club-l] Concert I.Nikonovicha


  Здравствуйте !

  Поскольку отсутствует реакция на концерт И.Никоновича, решил немного написать.

  Концерт очень понравился: манера игры И.Никоновича действительно "похожа" 
на Софроницкого, сразу же вспоминается "воздух" концертов того времени (судя 
по литературе и записям), именно то, что сейчас, возможно, утеряно. По-моему, 
главная черта исполнителей "старой школы" (Нейгауз, Рихтер, Юдина), настоящих 
русских интеллигентов,  - это очень сосредоточенное, тщательное изложение 
материала, без лишних "красот" ("красоты" могут быть лишними, поверхностными, 
разрушать гармонию как целое: Тарковский, монтируя фильмы, иногда отправлял 
пленку в корзину со словами "это слишком...красиво"), но с огромной внутренней 
энергией, интеллектуальной силой. При этом принципиально отсутствует, избегается 
эстрадно-чувственная экспрессия: исполнитель говорит на человеческом языке, 
а не на уровне гормонов, подсознания, "эмоций". Сейчас уже такое бывает, 
как мне кажется, очень редко. Исполнение может быть "оригинальным", "красочным", 
"утонченным", технически изощренным и т.д., но при этом страдает именно целое. 
Еще - чувствуется очень человеческое отношение к слушателю, словами это трудно 
описать, но многие, наверно, понимают, о чем я говорю.
  На концерт я пришел, к сожалению, неподготовленным: многие пьесы Скрябина 
имеют точную литературную программу, и ее наличие иногда очень хорошо ощущается, 
как "песня без слов". К сожалению, сочинений Скрябина у меня дома нет: никак 
не хватает энергии начать систематически покупать нотные издания. Но знание 
содержания сочинений, по-моему, как раз в данном случае очень существенно. 
Тем более исполнение было ориентировано именно на содержание, а не на разные 
"звуковые эффекты".
  В холле продавались записи Г.Нейгауза, и, самое главное, - очень редкая 
запись "Предварительного Действа" Скрябина, которое композитор Немтин восстановил 
(досочинил) по разрозненным черновикам Скрябина. Это очень впачетляющее сочинение: 
действительно, Скрябин реально достигал, практически, человеческого предела. 
Насколько мне известно, это сочинение в Москве было исполнено всего один 
раз, в 1973 году п/у К.Кондрашина с А.Любимовым (ф-но). Именно это исполнение 
и записано на СД, сделана реставрация (не очень удачная: больше добавленной 
цифровой грязи, чем реально достигнутый эффект: запись изначально была сносного 
качества). У меня эта запись была записанной с приемника на кассету с убийственным 
"качеством".
  Кроме этого концерта, было бы интересно, кто как относится к другим событиям: 
во-первых, сегодня был концерт п/у Е.Светланова, играл Н.Петров (3-й концерт 
Рахманинова). По-моему, концерт все-таки получился. Обычные для этого оркестра 
плохие медные инструменты и, по-моему, очень большое желание Петрова проявить 
как можно больше, как говорится, "оригинальности трактовки", не помешали 
очень высокому профессиональному уровню концерта. Я не очень большой любитель 
Рахманинова, также и симфония Нюстрема не очень меня "вдохновила", но _такой_, 
"настоящий" оркестр очень редко получается послушать.
  Во-вторых, сейчас идет фестиваль современной музыки "Московская осень". 
Точнее, постепенно начинается. Проходит он, в основном, в Доме композиторов, 
начало в 19-00 каждый день до начала декабря, программа висит в ДК; там мне 
сказали, что билеты обязательно будут перед концертом даже "заграничных" 
музыкальных коллективов. Что там будет - не знаю, единственно, не советую 
концерт электронщиков 17 ноября: в марте я был на концерте этих же авторов, 
и едва жив остался. Если кто-то ходит на фестиваль, либо знает, на что там 
следует пойти, очень было бы интересно, тк сам хожу не на все и не знаю об 
авторах и исполнителях практически ничего.

  Рудолф Гейдер,
  rh@aha.ru











  гДПЮБЯРБСИРЕ !
 
  оНЯЙНКЭЙС НРЯСРЯРБСЕР ПЕЮЙЖХЪ МЮ ЙНМЖЕПР х.мХЙНМНБХВЮ, ПЕЬХК МЕЛМНЦН МЮОХЯЮРЭ.
 
  йНМЖЕПР НВЕМЭ ОНМПЮБХКЯЪ: ЛЮМЕПЮ ХЦПШ х.мХЙНМНБХВЮ ДЕИЯРБХРЕКЭМН "ОНУНФЮ" МЮ яНТПНМХЖЙНЦН, ЯПЮГС ФЕ БЯОНЛХМЮЕРЯЪ "БНГДСУ" ЙНМЖЕПРНБ РНЦН БПЕЛЕМХ (ЯСДЪ ОН КХРЕПЮРСПЕ Х ГЮОХЯЪЛ), ХЛЕММН РН, ВРН ЯЕИВЮЯ, БНГЛНФМН, СРЕПЪМН. оН-ЛНЕЛС, ЦКЮБМЮЪ ВЕПРЮ ХЯОНКМХРЕКЕИ "ЯРЮПНИ ЬЙНКШ" (мЕИЦЮСГ, пХУРЕП, чДХМЮ), МЮЯРНЪЫХУ ПСЯЯЙХУ ХМРЕККХЦЕМРНБ,  - ЩРН НВЕМЭ ЯНЯПЕДНРНВЕММНЕ, РЫЮРЕКЭМНЕ ХГКНФЕМХЕ ЛЮРЕПХЮКЮ, АЕГ КХЬМХУ "ЙПЮЯНР" ("ЙПЮЯНРШ" ЛНЦСР АШРЭ КХЬМХЛХ, ОНБЕПУМНЯРМШЛХ, ПЮГПСЬЮРЭ ЦЮПЛНМХЧ ЙЮЙ ЖЕКНЕ: рЮПЙНБЯЙХИ, ЛНМРХПСЪ ТХКЭЛШ, ХМНЦДЮ НРОПЮБКЪК ОКЕМЙС Б ЙНПГХМС ЯН ЯКНБЮЛХ "ЩРН ЯКХЬЙНЛ...ЙПЮЯХБН"), МН Я НЦПНЛМНИ БМСРПЕММЕИ ЩМЕПЦХЕИ, ХМРЕККЕЙРСЮКЭМНИ ЯХКНИ. оПХ ЩРНЛ ОПХМЖХОХЮКЭМН НРЯСРЯРБСЕР, ХГАЕЦЮЕРЯЪ ЩЯРПЮДМН-ВСБЯРБЕММЮЪ ЩЙЯОПЕЯЯХЪ: ХЯОНКМХРЕКЭ ЦНБНПХР МЮ ВЕКНБЕВЕЯЙНЛ ЪГШЙЕ, Ю МЕ МЮ СПНБМЕ ЦНПЛНМНБ, ОНДЯНГМЮМХЪ, "ЩЛНЖХИ". яЕИВЮЯ СФЕ РЮЙНЕ АШБЮЕР, ЙЮЙ ЛМЕ ЙЮФЕРЯЪ, НВЕМЭ ПЕДЙН. хЯОНКМЕМХЕ ЛНФЕР АШРЭ "НПХЦХМЮКЭМШЛ", "ЙПЮЯНВМШЛ", "СРНМВЕММШЛ", РЕУМХВЕЯЙХ ХГНЫПЕММШЛ Х Р.Д., МН ОПХ ЩРНЛ ЯРПЮДЮЕР ХЛЕММН ЖЕКНЕ. еЫЕ - ВСБЯРБСЕРЯЪ НВЕМЭ ВЕКНБЕВЕЯЙНЕ НРМНЬЕМХЕ Й ЯКСЬЮРЕКЧ, ЯКНБЮЛХ ЩРН РПСДМН НОХЯЮРЭ, МН ЛМНЦХЕ, МЮБЕПМН, ОНМХЛЮЧР, Н ВЕЛ Ъ ЦНБНПЧ.
  мЮ ЙНМЖЕПР Ъ ОПХЬЕК, Й ЯНФЮКЕМХЧ, МЕОНДЦНРНБКЕММШЛ: ЛМНЦХЕ ОЭЕЯШ яЙПЪАХМЮ ХЛЕЧР РНВМСЧ КХРЕПЮРСПМСЧ ОПНЦПЮЛЛС, Х ЕЕ МЮКХВХЕ ХМНЦДЮ НВЕМЭ УНПНЬН НЫСЫЮЕРЯЪ, ЙЮЙ "ОЕЯМЪ АЕГ ЯКНБ". й ЯНФЮКЕМХЧ, ЯНВХМЕМХИ яЙПЪАХМЮ С ЛЕМЪ ДНЛЮ МЕР: МХЙЮЙ МЕ УБЮРЮЕР ЩМЕПЦХХ МЮВЮРЭ ЯХЯРЕЛЮРХВЕЯЙХ ОНЙСОЮРЭ МНРМШЕ ХГДЮМХЪ. мН ГМЮМХЕ ЯНДЕПФЮМХЪ ЯНВХМЕМХИ, ОН-ЛНЕЛС, ЙЮЙ ПЮГ Б ДЮММНЛ ЯКСВЮЕ НВЕМЭ ЯСЫЕЯРБЕММН. рЕЛ АНКЕЕ ХЯОНКМЕМХЕ АШКН НПХЕМРХПНБЮМН ХЛЕММН МЮ ЯНДЕПФЮМХЕ, Ю МЕ МЮ ПЮГМШЕ "ГБСЙНБШЕ ЩТТЕЙРШ".
  б УНККЕ ОПНДЮБЮКХЯЭ ГЮОХЯХ ц.мЕИЦЮСГЮ, Х, ЯЮЛНЕ ЦКЮБМНЕ, - НВЕМЭ ПЕДЙЮЪ ГЮОХЯЭ "оПЕДБЮПХРЕКЭМНЦН дЕИЯРБЮ" яЙПЪАХМЮ, ЙНРНПНЕ ЙНЛОНГХРНП мЕЛРХМ БНЯЯРЮМНБХК (ДНЯНВХМХК) ОН ПЮГПНГМЕММШЛ ВЕПМНБХЙЮЛ яЙПЪАХМЮ. щРН НВЕМЭ БОЮВЕРКЪЧЫЕЕ ЯНВХМЕМХЕ: ДЕИЯРБХРЕКЭМН, яЙПЪАХМ ПЕЮКЭМН ДНЯРХЦЮК, ОПЮЙРХВЕЯЙХ, ВЕКНБЕВЕЯЙНЦН ОПЕДЕКЮ. мЮЯЙНКЭЙН ЛМЕ ХГБЕЯРМН, ЩРН ЯНВХМЕМХЕ Б лНЯЙБЕ АШКН ХЯОНКМЕМН БЯЕЦН НДХМ ПЮГ, Б 1973 ЦНДС О/С й.йНМДПЮЬХМЮ Я ю.кЧАХЛНБШЛ (Т-МН). хЛЕММН ЩРН ХЯОНКМЕМХЕ Х ГЮОХЯЮМН МЮ яд, ЯДЕКЮМЮ ПЕЯРЮБПЮЖХЪ (МЕ НВЕМЭ СДЮВМЮЪ: АНКЭЬЕ ДНАЮБКЕММНИ ЖХТПНБНИ ЦПЪГХ, ВЕЛ ПЕЮКЭМН ДНЯРХЦМСРШИ ЩТТЕЙР: ГЮОХЯЭ ХГМЮВЮКЭМН АШКЮ ЯМНЯМНЦН ЙЮВЕЯРБЮ). с ЛЕМЪ ЩРЮ ГЮОХЯЭ АШКЮ ГЮОХЯЮММНИ Я ОПХЕЛМХЙЮ МЮ ЙЮЯЯЕРС Я САХИЯРБЕММШЛ "ЙЮВЕЯРБНЛ".
  йПНЛЕ ЩРНЦН ЙНМЖЕПРЮ, АШКН АШ ХМРЕПЕЯМН, ЙРН ЙЮЙ НРМНЯХРЯЪ Й ДПСЦХЛ ЯНАШРХЪЛ: БН-ОЕПБШУ, ЯЕЦНДМЪ АШК ЙНМЖЕПР О/С е.яБЕРКЮМНБЮ, ХЦПЮК м.оЕРПНБ (3-И ЙНМЖЕПР пЮУЛЮМХМНБЮ). оН-ЛНЕЛС, ЙНМЖЕПР БЯЕ-РЮЙХ ОНКСВХКЯЪ. нАШВМШЕ ДКЪ ЩРНЦН НПЙЕЯРПЮ ОКНУХЕ ЛЕДМШЕ ХМЯРПСЛЕМРШ Х, ОН-ЛНЕЛС, НВЕМЭ АНКЭЬНЕ ФЕКЮМХЕ оЕРПНБЮ ОПНЪБХРЭ ЙЮЙ ЛНФМН АНКЭЬЕ, ЙЮЙ ЦНБНПХРЯЪ, "НПХЦХМЮКЭМНЯРХ РПЮЙРНБЙХ", МЕ ОНЛЕЬЮКХ НВЕМЭ БШЯНЙНЛС ОПНТЕЯЯХНМЮКЭМНЛС СПНБМЧ ЙНМЖЕПРЮ. ъ МЕ НВЕМЭ АНКЭЬНИ КЧАХРЕКЭ пЮУЛЮМХМНБЮ, РЮЙФЕ Х ЯХЛТНМХЪ мЧЯРПЕЛЮ МЕ НВЕМЭ ЛЕМЪ "БДНУМНБХКЮ", МН _РЮЙНИ_, "МЮЯРНЪЫХИ" НПЙЕЯРП НВЕМЭ ПЕДЙН ОНКСВЮЕРЯЪ ОНЯКСЬЮРЭ.
  бН-БРНПШУ, ЯЕИВЮЯ ХДЕР ТЕЯРХБЮКЭ ЯНБПЕЛЕММНИ ЛСГШЙХ "лНЯЙНБЯЙЮЪ НЯЕМЭ". рНВМЕЕ, ОНЯРЕОЕММН МЮВХМЮЕРЯЪ. оПНУНДХР НМ, Б НЯМНБМНЛ, Б дНЛЕ ЙНЛОНГХРНПНБ, МЮВЮКН Б 19-00 ЙЮФДШИ ДЕМЭ ДН МЮВЮКЮ ДЕЙЮАПЪ, ОПНЦПЮЛЛЮ БХЯХР Б дй; РЮЛ ЛМЕ ЯЙЮГЮКХ, ВРН АХКЕРШ НАЪГЮРЕКЭМН АСДСР ОЕПЕД ЙНМЖЕПРНЛ ДЮФЕ "ГЮЦПЮМХВМШУ" ЛСГШЙЮКЭМШУ ЙНККЕЙРХБНБ. вРН РЮЛ АСДЕР - МЕ ГМЮЧ, ЕДХМЯРБЕММН, МЕ ЯНБЕРСЧ ЙНМЖЕПР ЩКЕЙРПНМЫХЙНБ 17 МНЪАПЪ: Б ЛЮПРЕ Ъ АШК МЮ ЙНМЖЕПРЕ ЩРХУ ФЕ ЮБРНПНБ, Х ЕДБЮ ФХБ НЯРЮКЯЪ. еЯКХ ЙРН-РН УНДХР МЮ ТЕЯРХБЮКЭ, КХАН ГМЮЕР, МЮ ВРН РЮЛ ЯКЕДСЕР ОНИРХ, НВЕМЭ АШКН АШ ХМРЕПЕЯМН, РЙ ЯЮЛ УНФС МЕ МЮ БЯЕ Х МЕ ГМЮЧ НА ЮБРНПЮУ Х ХЯОНКМХРЕКЪУ ОПЮЙРХВЕЯЙХ МХВЕЦН.
 
  пСДНКТ цЕИДЕП,
  rh@aha.ru