Subject: [club-l] Concert I.Nikonovicha
Здравствуйте !
Поскольку отсутствует реакция на концерт И.Никоновича, решил немного написать.
Концерт очень понравился: манера игры И.Никоновича действительно "похожа"
на Софроницкого, сразу же вспоминается "воздух" концертов того времени (судя
по литературе и записям), именно то, что сейчас, возможно, утеряно. По-моему,
главная черта исполнителей "старой школы" (Нейгауз, Рихтер, Юдина), настоящих
русских интеллигентов, - это очень сосредоточенное, тщательное изложение
материала, без лишних "красот" ("красоты" могут быть лишними, поверхностными,
разрушать гармонию как целое: Тарковский, монтируя фильмы, иногда отправлял
пленку в корзину со словами "это слишком...красиво"), но с огромной внутренней
энергией, интеллектуальной силой. При этом принципиально отсутствует, избегается
эстрадно-чувственная экспрессия: исполнитель говорит на человеческом языке,
а не на уровне гормонов, подсознания, "эмоций". Сейчас уже такое бывает,
как мне кажется, очень редко. Исполнение может быть "оригинальным", "красочным",
"утонченным", технически изощренным и т.д., но при этом страдает именно целое.
Еще - чувствуется очень человеческое отношение к слушателю, словами это трудно
описать, но многие, наверно, понимают, о чем я говорю.
На концерт я пришел, к сожалению, неподготовленным: многие пьесы Скрябина
имеют точную литературную программу, и ее наличие иногда очень хорошо ощущается,
как "песня без слов". К сожалению, сочинений Скрябина у меня дома нет: никак
не хватает энергии начать систематически покупать нотные издания. Но знание
содержания сочинений, по-моему, как раз в данном случае очень существенно.
Тем более исполнение было ориентировано именно на содержание, а не на разные
"звуковые эффекты".
В холле продавались записи Г.Нейгауза, и, самое главное, - очень редкая
запись "Предварительного Действа" Скрябина, которое композитор Немтин восстановил
(досочинил) по разрозненным черновикам Скрябина. Это очень впачетляющее сочинение:
действительно, Скрябин реально достигал, практически, человеческого предела.
Насколько мне известно, это сочинение в Москве было исполнено всего один
раз, в 1973 году п/у К.Кондрашина с А.Любимовым (ф-но). Именно это исполнение
и записано на СД, сделана реставрация (не очень удачная: больше добавленной
цифровой грязи, чем реально достигнутый эффект: запись изначально была сносного
качества). У меня эта запись была записанной с приемника на кассету с убийственным
"качеством".
Кроме этого концерта, было бы интересно, кто как относится к другим событиям:
во-первых, сегодня был концерт п/у Е.Светланова, играл Н.Петров (3-й концерт
Рахманинова). По-моему, концерт все-таки получился. Обычные для этого оркестра
плохие медные инструменты и, по-моему, очень большое желание Петрова проявить
как можно больше, как говорится, "оригинальности трактовки", не помешали
очень высокому профессиональному уровню концерта. Я не очень большой любитель
Рахманинова, также и симфония Нюстрема не очень меня "вдохновила", но _такой_,
"настоящий" оркестр очень редко получается послушать.
Во-вторых, сейчас идет фестиваль современной музыки "Московская осень".
Точнее, постепенно начинается. Проходит он, в основном, в Доме композиторов,
начало в 19-00 каждый день до начала декабря, программа висит в ДК; там мне
сказали, что билеты обязательно будут перед концертом даже "заграничных"
музыкальных коллективов. Что там будет - не знаю, единственно, не советую
концерт электронщиков 17 ноября: в марте я был на концерте этих же авторов,
и едва жив остался. Если кто-то ходит на фестиваль, либо знает, на что там
следует пойти, очень было бы интересно, тк сам хожу не на все и не знаю об
авторах и исполнителях практически ничего.
Рудолф Гейдер,
rh@aha.ru
гДПЮБЯРБСИРЕ
!
оНЯЙНКЭЙС НРЯСРЯРБСЕР ПЕЮЙЖХЪ МЮ ЙНМЖЕПР х.мХЙНМНБХВЮ,
ПЕЬХК МЕЛМНЦН МЮОХЯЮРЭ.
йНМЖЕПР НВЕМЭ ОНМПЮБХКЯЪ: ЛЮМЕПЮ ХЦПШ х.мХЙНМНБХВЮ
ДЕИЯРБХРЕКЭМН "ОНУНФЮ" МЮ яНТПНМХЖЙНЦН, ЯПЮГС ФЕ БЯОНЛХМЮЕРЯЪ
"БНГДСУ" ЙНМЖЕПРНБ РНЦН БПЕЛЕМХ (ЯСДЪ ОН КХРЕПЮРСПЕ Х ГЮОХЯЪЛ), ХЛЕММН
РН, ВРН ЯЕИВЮЯ, БНГЛНФМН, СРЕПЪМН. оН-ЛНЕЛС, ЦКЮБМЮЪ ВЕПРЮ ХЯОНКМХРЕКЕИ
"ЯРЮПНИ ЬЙНКШ" (мЕИЦЮСГ, пХУРЕП, чДХМЮ), МЮЯРНЪЫХУ ПСЯЯЙХУ
ХМРЕККХЦЕМРНБ, - ЩРН НВЕМЭ ЯНЯПЕДНРНВЕММНЕ, РЫЮРЕКЭМНЕ ХГКНФЕМХЕ
ЛЮРЕПХЮКЮ, АЕГ КХЬМХУ "ЙПЮЯНР" ("ЙПЮЯНРШ" ЛНЦСР АШРЭ
КХЬМХЛХ, ОНБЕПУМНЯРМШЛХ, ПЮГПСЬЮРЭ ЦЮПЛНМХЧ ЙЮЙ ЖЕКНЕ: рЮПЙНБЯЙХИ, ЛНМРХПСЪ
ТХКЭЛШ, ХМНЦДЮ НРОПЮБКЪК ОКЕМЙС Б ЙНПГХМС ЯН ЯКНБЮЛХ "ЩРН
ЯКХЬЙНЛ...ЙПЮЯХБН"), МН Я НЦПНЛМНИ БМСРПЕММЕИ ЩМЕПЦХЕИ, ХМРЕККЕЙРСЮКЭМНИ
ЯХКНИ. оПХ ЩРНЛ ОПХМЖХОХЮКЭМН НРЯСРЯРБСЕР, ХГАЕЦЮЕРЯЪ ЩЯРПЮДМН-ВСБЯРБЕММЮЪ
ЩЙЯОПЕЯЯХЪ: ХЯОНКМХРЕКЭ ЦНБНПХР МЮ ВЕКНБЕВЕЯЙНЛ ЪГШЙЕ, Ю МЕ МЮ СПНБМЕ ЦНПЛНМНБ,
ОНДЯНГМЮМХЪ, "ЩЛНЖХИ". яЕИВЮЯ СФЕ РЮЙНЕ АШБЮЕР, ЙЮЙ ЛМЕ ЙЮФЕРЯЪ, НВЕМЭ
ПЕДЙН. хЯОНКМЕМХЕ ЛНФЕР АШРЭ "НПХЦХМЮКЭМШЛ", "ЙПЮЯНВМШЛ",
"СРНМВЕММШЛ", РЕУМХВЕЯЙХ ХГНЫПЕММШЛ Х Р.Д., МН ОПХ ЩРНЛ ЯРПЮДЮЕР
ХЛЕММН ЖЕКНЕ. еЫЕ - ВСБЯРБСЕРЯЪ НВЕМЭ ВЕКНБЕВЕЯЙНЕ НРМНЬЕМХЕ Й ЯКСЬЮРЕКЧ,
ЯКНБЮЛХ ЩРН РПСДМН НОХЯЮРЭ, МН ЛМНЦХЕ, МЮБЕПМН, ОНМХЛЮЧР, Н ВЕЛ Ъ
ЦНБНПЧ.
мЮ ЙНМЖЕПР Ъ ОПХЬЕК, Й ЯНФЮКЕМХЧ, МЕОНДЦНРНБКЕММШЛ:
ЛМНЦХЕ ОЭЕЯШ яЙПЪАХМЮ ХЛЕЧР РНВМСЧ КХРЕПЮРСПМСЧ ОПНЦПЮЛЛС, Х ЕЕ МЮКХВХЕ ХМНЦДЮ
НВЕМЭ УНПНЬН НЫСЫЮЕРЯЪ, ЙЮЙ "ОЕЯМЪ АЕГ ЯКНБ". й ЯНФЮКЕМХЧ, ЯНВХМЕМХИ
яЙПЪАХМЮ С ЛЕМЪ ДНЛЮ МЕР: МХЙЮЙ МЕ УБЮРЮЕР ЩМЕПЦХХ МЮВЮРЭ ЯХЯРЕЛЮРХВЕЯЙХ
ОНЙСОЮРЭ МНРМШЕ ХГДЮМХЪ. мН ГМЮМХЕ ЯНДЕПФЮМХЪ ЯНВХМЕМХИ, ОН-ЛНЕЛС, ЙЮЙ ПЮГ Б
ДЮММНЛ ЯКСВЮЕ НВЕМЭ ЯСЫЕЯРБЕММН. рЕЛ АНКЕЕ ХЯОНКМЕМХЕ АШКН НПХЕМРХПНБЮМН ХЛЕММН
МЮ ЯНДЕПФЮМХЕ, Ю МЕ МЮ ПЮГМШЕ "ГБСЙНБШЕ ЩТТЕЙРШ".
б УНККЕ ОПНДЮБЮКХЯЭ ГЮОХЯХ ц.мЕИЦЮСГЮ, Х, ЯЮЛНЕ
ЦКЮБМНЕ, - НВЕМЭ ПЕДЙЮЪ ГЮОХЯЭ "оПЕДБЮПХРЕКЭМНЦН дЕИЯРБЮ" яЙПЪАХМЮ,
ЙНРНПНЕ ЙНЛОНГХРНП мЕЛРХМ БНЯЯРЮМНБХК (ДНЯНВХМХК) ОН ПЮГПНГМЕММШЛ ВЕПМНБХЙЮЛ
яЙПЪАХМЮ. щРН НВЕМЭ БОЮВЕРКЪЧЫЕЕ ЯНВХМЕМХЕ: ДЕИЯРБХРЕКЭМН, яЙПЪАХМ ПЕЮКЭМН
ДНЯРХЦЮК, ОПЮЙРХВЕЯЙХ, ВЕКНБЕВЕЯЙНЦН ОПЕДЕКЮ. мЮЯЙНКЭЙН ЛМЕ ХГБЕЯРМН, ЩРН
ЯНВХМЕМХЕ Б лНЯЙБЕ АШКН ХЯОНКМЕМН БЯЕЦН НДХМ ПЮГ, Б 1973 ЦНДС О/С й.йНМДПЮЬХМЮ Я
ю.кЧАХЛНБШЛ (Т-МН). хЛЕММН ЩРН ХЯОНКМЕМХЕ Х ГЮОХЯЮМН МЮ яд, ЯДЕКЮМЮ ПЕЯРЮБПЮЖХЪ
(МЕ НВЕМЭ СДЮВМЮЪ: АНКЭЬЕ ДНАЮБКЕММНИ ЖХТПНБНИ ЦПЪГХ, ВЕЛ ПЕЮКЭМН ДНЯРХЦМСРШИ
ЩТТЕЙР: ГЮОХЯЭ ХГМЮВЮКЭМН АШКЮ ЯМНЯМНЦН ЙЮВЕЯРБЮ). с ЛЕМЪ ЩРЮ ГЮОХЯЭ АШКЮ
ГЮОХЯЮММНИ Я ОПХЕЛМХЙЮ МЮ ЙЮЯЯЕРС Я САХИЯРБЕММШЛ
"ЙЮВЕЯРБНЛ".
йПНЛЕ ЩРНЦН ЙНМЖЕПРЮ, АШКН АШ ХМРЕПЕЯМН, ЙРН
ЙЮЙ НРМНЯХРЯЪ Й ДПСЦХЛ ЯНАШРХЪЛ: БН-ОЕПБШУ, ЯЕЦНДМЪ АШК ЙНМЖЕПР О/С
е.яБЕРКЮМНБЮ, ХЦПЮК м.оЕРПНБ (3-И ЙНМЖЕПР пЮУЛЮМХМНБЮ). оН-ЛНЕЛС, ЙНМЖЕПР
БЯЕ-РЮЙХ ОНКСВХКЯЪ. нАШВМШЕ ДКЪ ЩРНЦН НПЙЕЯРПЮ ОКНУХЕ ЛЕДМШЕ ХМЯРПСЛЕМРШ Х,
ОН-ЛНЕЛС, НВЕМЭ АНКЭЬНЕ ФЕКЮМХЕ оЕРПНБЮ ОПНЪБХРЭ ЙЮЙ ЛНФМН АНКЭЬЕ, ЙЮЙ
ЦНБНПХРЯЪ, "НПХЦХМЮКЭМНЯРХ РПЮЙРНБЙХ", МЕ ОНЛЕЬЮКХ НВЕМЭ БШЯНЙНЛС
ОПНТЕЯЯХНМЮКЭМНЛС СПНБМЧ ЙНМЖЕПРЮ. ъ МЕ НВЕМЭ АНКЭЬНИ КЧАХРЕКЭ пЮУЛЮМХМНБЮ,
РЮЙФЕ Х ЯХЛТНМХЪ мЧЯРПЕЛЮ МЕ НВЕМЭ ЛЕМЪ "БДНУМНБХКЮ", МН _РЮЙНИ_,
"МЮЯРНЪЫХИ" НПЙЕЯРП НВЕМЭ ПЕДЙН ОНКСВЮЕРЯЪ ОНЯКСЬЮРЭ.
бН-БРНПШУ, ЯЕИВЮЯ ХДЕР ТЕЯРХБЮКЭ ЯНБПЕЛЕММНИ
ЛСГШЙХ "лНЯЙНБЯЙЮЪ НЯЕМЭ". рНВМЕЕ, ОНЯРЕОЕММН МЮВХМЮЕРЯЪ. оПНУНДХР НМ,
Б НЯМНБМНЛ, Б дНЛЕ ЙНЛОНГХРНПНБ, МЮВЮКН Б 19-00 ЙЮФДШИ ДЕМЭ ДН МЮВЮКЮ ДЕЙЮАПЪ,
ОПНЦПЮЛЛЮ БХЯХР Б дй; РЮЛ ЛМЕ ЯЙЮГЮКХ, ВРН АХКЕРШ НАЪГЮРЕКЭМН АСДСР ОЕПЕД
ЙНМЖЕПРНЛ ДЮФЕ "ГЮЦПЮМХВМШУ" ЛСГШЙЮКЭМШУ ЙНККЕЙРХБНБ. вРН РЮЛ АСДЕР -
МЕ ГМЮЧ, ЕДХМЯРБЕММН, МЕ ЯНБЕРСЧ ЙНМЖЕПР ЩКЕЙРПНМЫХЙНБ 17 МНЪАПЪ: Б ЛЮПРЕ Ъ АШК
МЮ ЙНМЖЕПРЕ ЩРХУ ФЕ ЮБРНПНБ, Х ЕДБЮ ФХБ НЯРЮКЯЪ. еЯКХ ЙРН-РН УНДХР МЮ ТЕЯРХБЮКЭ,
КХАН ГМЮЕР, МЮ ВРН РЮЛ ЯКЕДСЕР ОНИРХ, НВЕМЭ АШКН АШ ХМРЕПЕЯМН, РЙ ЯЮЛ УНФС МЕ МЮ
БЯЕ Х МЕ ГМЮЧ НА ЮБРНПЮУ Х ХЯОНКМХРЕКЪУ ОПЮЙРХВЕЯЙХ МХВЕЦН.
пСДНКТ цЕИДЕП,