Subject: [club-l] [club-l] Re: Продолжение разговора про труд оркестрантов


Привет всем!

-----Original Message-----
From: Alexey Tcharykov 
To: club-l 
Date: Wednesday, October 28, 1998 10:13 PM
Subject: [club-l] Re: Продолжение разговора про труд оркестрантов


>AT> Леша, что касается исчезающих у нас оркестров, тут ты
>AT> не прав совершенно. Оркестров в России сейчас стало
>AT> больше, чем было раньше, причем - намного больше.
>Я могу попросить какого-то подтверждения этих слов?
>В смысле, источник этих данных?

Ммм... если ты про статистику, то ее у меня нет. Кстати, если кто знает
какой-либо источник статистических данных, связанных с академической
музыкой - прошу дать мне знать. А так, мне кажется, что увеличение
количества оркестров заметно невооруженным глазом - достаточно на афиши
посмотреть. Все эти "Молодые России", ТВ6 и т.д., и т.п. ... Я же не
говорил, что ХОРОШИХ оркестров стало больше - я сказал что ОРКЕСТРОВ стало
больше...

>Вообще-то, понятия "частная дотация" не существует, в этом можно
>справиться в любом словаре.

Возможно. Мне, честно говоря, лень в словарь лезть, поэтому верю на слово.
Можно заменить на "государственная поддержка" и "спонсорская поддержка"
соответственно. Суть, правда, от этого не поменяется, ну ладно.

>И в нормальной ситуации оркестр просто не должен задумываться об
>экономических проблемах, а думать исключительно о творчестве.

А что это за нормальная ситуация, могу я узнать? Не коммунизм ли? Потому 
что
в любом другом случае оркестр как раз вынужден крутиться, чтобы заработать
себе на все, что нужно. Если ты имеешь в виду какую-то идеальную раскладку 
-
это одно. Но если мы все-таки говорим о реальной жизни, то здесь есть свои
правила. Думать о творчестве - это прекрасно, но, к сожалению, в нашей жизни
надо как-то пытаться совмещать и творчество, и бизнес. Вот в таком дурацком
мире мы живем.

>AT> могу поспорить. Давно известно, что наша система
>AT> заточена под производство солистов.
>
>Это не совсем так. Если речь ид╦т не о пианистах (я надеюсь). :-)

Речь идет о пианистах и струнниках в первую очередь. О духовиках - в меньшей
степени, но тоже такой факт имеет место. ЕНо ситуация со струнниками -
наиболее критическая, поскольку 80% состава любого оркестра - струнники.

>AT> струнники, что духовики, что пианисты на всех уровнях
>AT> образовательной лестницы заняты только сольным
>AT> музицированием.
>И практика ансамблевой и оркестровой игры, используемая на всех этажах
>этой самой лестницы как в классе, так и в качестве самостоятельных
>дисциплин - фикция?


Ансамблевому музицированию у нас не уделяется столько вниманию, сколько
необходимо. Что же касается школьных, училищных  ик онсерваторских
оркестров - не мне тебе рассказывать, что люди там ничему не учатся:
приходят и сидят два часа с тоской. В то время как оркестровая игра (я уже
устал это повторять) - это СОВРЕШЕННО ОСОБЕННАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. И игре в
оркестре не могут научить ни Гутман, ни Шаховская, ни Тонха, при всем моем 
к
ним уважении.

>AT>  И никто не думает о том, что 99%
>AT> людей, которые сегодня учатся в консерватории никогда
>AT> не будут солистами, а будут играть в оркестрах и т.п.
>Так уж и никто?

Я не знаю, может кто-то и думает, но, видимо, пока это так на уровне мыслей
и остается...

AT> Однако же им вполне сознательно прививается сольное
>AT> мышление, после чего на их реальном месте работы
>AT> тратят массу времени на то, чтобы их элементарно
>AT> переучить.
>Все мои знакомые исполнители оркестровых специальностей имеют практику
>оркестровой игры с 6-го-8-го класса. Этого недостаточно?

Нет, ЭТОГО не достаточно. Объясняю в сотый раз - почему. Потому что когда
приходишь, скажем, в оркестр музыкального училища или консерватории, тебе
дают ноты, скажем, симфонии Брамса. Оркестровую партию. Ты ее спокойно
играешь. Но тебе при этом никто не объясняет, что существуют специфические
для оркестра аппликатурные и штриховые приемы, что звучание инструмента в
оркестре не должно походть на его звучание в одиночку... Что существует
ГРУППА, и одновременно перестают существовать (просто права не имеют) твои
личные амбиции. У хорошего оркестранта уши слышат несколько по
другому,потому что сказывается многолетняя привычка слышать ВСЮ партитуру, 
а
не только играть свою партию, как это происходит и "зеленых" студентов.
Все это можно конечно понять и самому. Но гораздо лучше, если бы этому
У-ЧИ-ЛИ! А вместо этого - учат бог знает чему.

>AT>  Не развивая сейчас эту тему дальше, скажу
>AT> только, что ломать вековую систему, конечно, не надо, а
>AT> вот серьезно перестроить было бы очень даже ко  времени.
>Время как раз совершенно не располагает к каким-либо перестройкам
>_работающих_ систем. Оглянись вокруг. Нужно сохранять то, что пока что
>как-то ещ╦ функционирует.

Я прекрасно понимаю, что сейчас никто менять ничего не будет - найдется
миллион причин. Но именно поэтому у нас еще очень долго не будет
по-настоящему хороших оркестров.

>AT> И школы закрывать не надо. Надо лишь постепенно
>AT> ограничивать набор в ВУЗы (конечно,не до нулевой

>Я правильно понимаю ход твоих мыслей, что если на сегодняшний день
>безработица в банковской, экономической, рекламной и прочих сферах достигла
75%,
>то прямо завтра надо ограничить набор студентов ГАУ, РЭА им.

Неправильно. Потому что есть разница между тем, когда спроса на
специальность просто нет, и тем, когда предложение намного превышает спрос.

Best regards, Boris Lifanovsky
Moscow Music Herald, Editor-in-Chief
http://www.mmv.cityline.ru