Subject: [club-l] все еще о музыке и образности...


  Здравствуйте !

>Все равно, как бы то ни было, представить себе сразу игру всего оркестра 
по нотным записям выглядит как-то >фантастично. Надо же "слить" одновременно 
в голове множество голосов ! Хотя может это и не так фантастично ?

  Вообще, всякий профессиональный дирижер, а также звукорежиссер, _должен_ 
обладать такой способностью, потому что до репетиции или записи он должен 
знать, что требовать от музыкантов. Конечно, это выше среднего, но по сути 
такое восприятие вряд ли отличается от того, о чем я писал.

<О музыке в фильмах Тарковского>.

  У меня сейчас нет под рукой книжки, но Артемьев писал приблизительно в 
том смысле, что старинную музыку и картины Тарковский вводил в фильмы, чтобы 
сам "молодой" кинематограф органически вписывался в "древние" искусства - 
музыку и живопись, т.е. Тарковскому нужно было вступить в русло традиции, 
в "силовое поле" настоящего искусства. Мастеру такого уровня "создавать настроение" 
в фильме "с помощью" музыки не нужно: Годар очень часто вообще музыку в фильме 
не использует, либо "показывает" ее созерцательно, как бы снимает камерой 
извне (как в гениальном фильме "Безумный Пьеро").
  Кроме того, музыка у Тарковского имеет определенную символическую функцию: 
например, Писатель в "Сталкере", "отрекаясь" от Сталкера, насвистывает мелодию 
арии Петра из "Страстей по Матфею". Эта же ария используется как эпиграф 
к фильму "Жертвоприношение", одна из глобальных линий которого - прежде чем 
пропоет петух, трижды отречешься от меня.

/* ----------------------------- */

  Ниженаписанное является, фактически, оффтопиком, однако, поскольку оно 
возникло в связи с нашей дискуссией, решил послать.
  Есть стихотворения, в которых слово и музыка являются одним целым. Например, 
известное:

    Я не увижу знаменитой "Федры"
    В старинном многоярусном театре,
    С прокопченной высокой галереи,
    При свете оплывающих свечей.
    И, равнодушен к суете актеров,
    Сбирающих рукоплесканий жатву,
    Я не услышу обращенный к рампе,
    Двойною рифмой оперенный стих:
    - Как эти покрывала мне постылы...

  Сказать, что это стихотворение "музыкально" - не точно. Это - сама музыка, 
в непосредственном смысле слова. Поэтому вообразить песню на эти слова очень 
сложно. Америки я явно не открыл, см.: "Мандельштам страстно любил музыку, 
но никогда об этом не говорил. У него было к музыке какое-то целомудренное 
отношение, глубоко им скрываемое. ... Стихия музыки питала его поэтическое 
сознание, ..." (А.Лурье) Если эти стихи попробовать выразительно прочесть, 
становится понятно, что необходимость правильной интонации, в том числе высоты 
голоса, является очень жесткой.
  При том интересно, что гармоническое, полноценное "музыкальное" ощущение 
*) возникает несмотря на то, что изменения высоты голоса при чтении не соответствуют 
принятым правилам музыкальной гармонии. Кроме того, вариации звучания в данном 
случае связаны по большей части не с высотой тона, а с артикуляцией речи, 
с непрерывным и организованным изменением тембра при изменении параметров 
резонаторов речевого тракта и характера их возбуждения. Поскольку восприятие 
созвучий в большой мере связано с биениями между обертонами (гармониками) 
звучащих нот, то вполне понятно, что в конечном счете восприятие музыки и 
выразительного чтения имеет, с точки зрения окончательного раздражения внутреннего 
уха, одну природу. Классическая теория музыки в значительной степени исходит 
из спектра колеблющейся струны, и известно, что для инструментов со специфическим 
тембром, например, кларнета (спектр которого содержит только нечетные гармоники) 
имеет ряд особенностей (в данном примере - созвучия, образуемые кларнетом 
и скрипкой, играющей на расстоянии вблизи октавы вверх, звучат "неправильно"). 
В случае же речи различные фонемы имеют разнообразный "музыкальный характер" 
даже при одинаковой высоте основного тона, при этом каждая фонема как бы 
"содержит в себе созвучие", состав которого, в отличие от звука музыкального 
инструмента**), не постоянен, а последовательный поток фонем в гармоническом 
отношении вообще очень сложен. Отсюда следует, что, например, возможно написание 
музыки путем активной манипуляции тембром, а не исключительно высотой тона, 
и поэзия это иногда демонстрирует (кстати, совершенно не обязательно понимать 
текст - стихи Малларме по-французски или Петрарки по-итальянски музыкально 
воспринимаются даже если не понимать содержания; обычно чтение транскрипции+подстрочника 
дает много больше, чем литературного перевода. Конечно, бОльшая часть стихотворения 
связана с содержанием, и она теряется, но я рассматриваю _только_ музыкальную 
сторону поэзии).
  В качестве частичного оправдания могу сказать, что я не имел цели обязательно 
"потеоретизировать"  - мне захотелось точно уяснить, почему стихи воспринимаются 
"музыкально". За критику вышеизложенного очень буду благодарен.

  *) Мандельштама можно сравнить с музыкальным мастером и композитором: не 
всякий физический предмет звучит музыкально - над ним необходимо поработать, 
а поэт, как мастер и композитор, располагает слова так, чтобы они звучали, 
как музыка, одновременно сохраняя литературное содержание (! - что, кстати, 
скорее всего, взаимосвязано, иначе это было бы невозможно по комбинаторным 
соображениям).

  **) В теории музыки обычно замечается (где-нибудь в сноске), что чистый 
тон в действительности является созвучием из обертонов, но, насколько мне 
известно,  _излагается_ ЭТМ без учета этого замечания.

  Рудольф Гейдер,
  rh@aha.ru











  гДПЮБЯРБСИРЕ !
 
>бЯЕ ПЮБМН, ЙЮЙ АШ РН МХ АШКН, ОПЕДЯРЮБХРЭ ЯЕАЕ ЯПЮГС ХЦПС БЯЕЦН НПЙЕЯРПЮ ОН МНРМШЛ ГЮОХЯЪЛ БШЦКЪДХР ЙЮЙ-РН >ТЮМРЮЯРХВМН. мЮДН ФЕ "ЯКХРЭ" НДМНБПЕЛЕММН Б ЦНКНБЕ ЛМНФЕЯРБН ЦНКНЯНБ ! уНРЪ ЛНФЕР ЩРН Х МЕ РЮЙ ТЮМРЮЯРХВМН ?
 
  бННАЫЕ, БЯЪЙХИ ОПНТЕЯЯХНМЮКЭМШИ ДХПХФЕП, Ю РЮЙФЕ ГБСЙНПЕФХЯЯЕП, _ДНКФЕМ_ НАКЮДЮРЭ РЮЙНИ ЯОНЯНАМНЯРЭЧ, ОНРНЛС ВРН ДН ПЕОЕРХЖХХ ХКХ ГЮОХЯХ НМ ДНКФЕМ ГМЮРЭ, ВРН РПЕАНБЮРЭ НР ЛСГШЙЮМРНБ. йНМЕВМН, ЩРН БШЬЕ ЯПЕДМЕЦН, МН ОН ЯСРХ РЮЙНЕ БНЯОПХЪРХЕ БПЪД КХ НРКХВЮЕРЯЪ НР РНЦН, Н ВЕЛ Ъ ОХЯЮК.
 
<н ЛСГШЙЕ Б ТХКЭЛЮУ рЮПЙНБЯЙНЦН>.
 
  с ЛЕМЪ ЯЕИВЮЯ МЕР ОНД ПСЙНИ ЙМХФЙХ, МН юПРЕЛЭЕБ ОХЯЮК ОПХАКХГХРЕКЭМН Б РНЛ ЯЛШЯКЕ, ВРН ЯРЮПХММСЧ ЛСГШЙС Х ЙЮПРХМШ рЮПЙНБЯЙХИ ББНДХК Б ТХКЭЛШ, ВРНАШ ЯЮЛ "ЛНКНДНИ" ЙХМЕЛЮРНЦПЮТ НПЦЮМХВЕЯЙХ БОХЯШБЮКЯЪ Б "ДПЕБМХЕ" ХЯЙСЯЯРБЮ - ЛСГШЙС Х ФХБНОХЯЭ, Р.Е. рЮПЙНБЯЙНЛС МСФМН АШКН БЯРСОХРЭ Б ПСЯКН РПЮДХЖХХ, Б "ЯХКНБНЕ ОНКЕ" МЮЯРНЪЫЕЦН ХЯЙСЯЯРБЮ. лЮЯРЕПС РЮЙНЦН СПНБМЪ "ЯНГДЮБЮРЭ МЮЯРПНЕМХЕ" Б ТХКЭЛЕ "Я ОНЛНЫЭЧ" ЛСГШЙХ МЕ МСФМН: цНДЮП НВЕМЭ ВЮЯРН БННАЫЕ ЛСГШЙС Б ТХКЭЛЕ МЕ ХЯОНКЭГСЕР, КХАН "ОНЙЮГШБЮЕР" ЕЕ ЯНГЕПЖЮРЕКЭМН, ЙЮЙ АШ ЯМХЛЮЕР ЙЮЛЕПНИ ХГБМЕ (ЙЮЙ Б ЦЕМХЮКЭМНЛ ТХКЭЛЕ "аЕГСЛМШИ оЭЕПН").
  йПНЛЕ РНЦН, ЛСГШЙЮ С рЮПЙНБЯЙНЦН ХЛЕЕР НОПЕДЕКЕММСЧ ЯХЛБНКХВЕЯЙСЧ ТСМЙЖХЧ: МЮОПХЛЕП, оХЯЮРЕКЭ Б "яРЮКЙЕПЕ", "НРПЕЙЮЪЯЭ" НР яРЮКЙЕПЮ, МЮЯБХЯРШБЮЕР ЛЕКНДХЧ ЮПХХ оЕРПЮ ХГ "яРПЮЯРЕИ ОН лЮРТЕЧ". щРЮ ФЕ ЮПХЪ ХЯОНКЭГСЕРЯЪ ЙЮЙ ЩОХЦПЮТ Й ТХКЭЛС "фЕПРБНОПХМНЬЕМХЕ", НДМЮ ХГ ЦКНАЮКЭМШУ КХМХИ ЙНРНПНЦН - ОПЕФДЕ ВЕЛ ОПНОНЕР ОЕРСУ, РПХФДШ НРПЕВЕЬЭЯЪ НР ЛЕМЪ.
 
/* ----------------------------- */
 
  мХФЕМЮОХЯЮММНЕ ЪБКЪЕРЯЪ, ТЮЙРХВЕЯЙХ, НТТРНОХЙНЛ, НДМЮЙН, ОНЯЙНКЭЙС НМН БНГМХЙКН Б ЯБЪГХ Я МЮЬЕИ ДХЯЙСЯЯХЕИ, ПЕЬХК ОНЯКЮРЭ.
  еЯРЭ ЯРХУНРБНПЕМХЪ, Б ЙНРНПШУ ЯКНБН Х ЛСГШЙЮ ЪБКЪЧРЯЪ НДМХЛ ЖЕКШЛ. мЮОПХЛЕП, ХГБЕЯРМНЕ:
 
    ъ МЕ СБХФС ГМЮЛЕМХРНИ "тЕДПШ"
    б ЯРЮПХММНЛ ЛМНЦНЪПСЯМНЛ РЕЮРПЕ,
    я ОПНЙНОВЕММНИ БШЯНЙНИ ЦЮКЕПЕХ,
    оПХ ЯБЕРЕ НОКШБЮЧЫХУ ЯБЕВЕИ.
    х, ПЮБМНДСЬЕМ Й ЯСЕРЕ ЮЙРЕПНБ,
    яАХПЮЧЫХУ ПСЙНОКЕЯЙЮМХИ ФЮРБС,
    ъ МЕ СЯКШЬС НАПЮЫЕММШИ Й ПЮЛОЕ,
    дБНИМНЧ ПХТЛНИ НОЕПЕММШИ ЯРХУ:
    - йЮЙ ЩРХ ОНЙПШБЮКЮ ЛМЕ ОНЯРШКШ...
 
  яЙЮГЮРЭ, ВРН ЩРН ЯРХУНРБНПЕМХЕ "ЛСГШЙЮКЭМН" - МЕ РНВМН. щРН - ЯЮЛЮ ЛСГШЙЮ, Б МЕОНЯПЕДЯРБЕММНЛ ЯЛШЯКЕ ЯКНБЮ. оНЩРНЛС БННАПЮГХРЭ ОЕЯМЧ МЮ ЩРХ ЯКНБЮ НВЕМЭ ЯКНФМН. юЛЕПХЙХ Ъ ЪБМН МЕ НРЙПШК, ЯЛ.: "лЮМДЕКЭЬРЮЛ ЯРПЮЯРМН КЧАХК ЛСГШЙС, МН МХЙНЦДЮ НА ЩРНЛ МЕ ЦНБНПХК. с МЕЦН АШКН Й ЛСГШЙЕ ЙЮЙНЕ-РН ЖЕКНЛСДПЕММНЕ НРМНЬЕМХЕ, ЦКСАНЙН ХЛ ЯЙПШБЮЕЛНЕ. ... яРХУХЪ ЛСГШЙХ ОХРЮКЮ ЕЦН ОНЩРХВЕЯЙНЕ ЯНГМЮМХЕ, ..." (ю.кСПЭЕ) еЯКХ ЩРХ ЯРХУХ ОНОПНАНБЮРЭ БШПЮГХРЕКЭМН ОПНВЕЯРЭ, ЯРЮМНБХРЯЪ ОНМЪРМН, ВРН МЕНАУНДХЛНЯРЭ ОПЮБХКЭМНИ ХМРНМЮЖХХ, Б РНЛ ВХЯКЕ БШЯНРШ ЦНКНЯЮ, ЪБКЪЕРЯЪ НВЕМЭ ФЕЯРЙНИ.
  оПХ РНЛ ХМРЕПЕЯМН, ВРН ЦЮПЛНМХВЕЯЙНЕ, ОНКМНЖЕММНЕ "ЛСГШЙЮКЭМНЕ" НЫСЫЕМХЕ *) БНГМХЙЮЕР МЕЯЛНРПЪ МЮ РН, ВРН ХГЛЕМЕМХЪ БШЯНРШ ЦНКНЯЮ ОПХ ВРЕМХХ МЕ ЯННРБЕРЯРБСЧР ОПХМЪРШЛ ОПЮБХКЮЛ ЛСГШЙЮКЭМНИ ЦЮПЛНМХХ. йПНЛЕ РНЦН, БЮПХЮЖХХ ГБСВЮМХЪ Б ДЮММНЛ ЯКСВЮЕ ЯБЪГЮМШ ОН АНКЭЬЕИ ВЮЯРХ МЕ Я БШЯНРНИ РНМЮ, Ю Я ЮПРХЙСКЪЖХЕИ ПЕВХ, Я МЕОПЕПШБМШЛ Х НПЦЮМХГНБЮММШЛ ХГЛЕМЕМХЕЛ РЕЛАПЮ ОПХ ХГЛЕМЕМХХ ОЮПЮЛЕРПНБ ПЕГНМЮРНПНБ ПЕВЕБНЦН РПЮЙРЮ Х УЮПЮЙРЕПЮ ХУ БНГАСФДЕМХЪ. оНЯЙНКЭЙС БНЯОПХЪРХЕ ЯНГБСВХИ Б АНКЭЬНИ ЛЕПЕ ЯБЪГЮМН Я АХЕМХЪЛХ ЛЕФДС НАЕПРНМЮЛХ (ЦЮПЛНМХЙЮЛХ) ГБСВЮЫХУ МНР, РН БОНКМЕ ОНМЪРМН, ВРН Б ЙНМЕВМНЛ ЯВЕРЕ БНЯОПХЪРХЕ ЛСГШЙХ Х БШПЮГХРЕКЭМНЦН ВРЕМХЪ ХЛЕЕР, Я РНВЙХ ГПЕМХЪ НЙНМВЮРЕКЭМНЦН ПЮГДПЮФЕМХЪ БМСРПЕММЕЦН СУЮ, НДМС ОПХПНДС. йКЮЯЯХВЕЯЙЮЪ РЕНПХЪ ЛСГШЙХ Б ГМЮВХРЕКЭМНИ ЯРЕОЕМХ ХЯУНДХР ХГ ЯОЕЙРПЮ ЙНКЕАКЧЫЕИЯЪ ЯРПСМШ, Х ХГБЕЯРМН, ВРН ДКЪ ХМЯРПСЛЕМРНБ ЯН ЯОЕЖХТХВЕЯЙХЛ РЕЛАПНЛ, МЮОПХЛЕП, ЙКЮПМЕРЮ (ЯОЕЙРП ЙНРНПНЦН ЯНДЕПФХР РНКЭЙН МЕВЕРМШЕ ЦЮПЛНМХЙХ) ХЛЕЕР ПЪД НЯНАЕММНЯРЕИ (Б ДЮММНЛ ОПХЛЕПЕ - ЯНГБСВХЪ, НАПЮГСЕЛШЕ ЙКЮПМЕРНЛ Х ЯЙПХОЙНИ, ХЦПЮЧЫЕИ МЮ ПЮЯЯРНЪМХХ БАКХГХ НЙРЮБШ ББЕПУ, ГБСВЮР "МЕОПЮБХКЭМН"). б ЯКСВЮЕ ФЕ ПЕВХ ПЮГКХВМШЕ ТНМЕЛШ ХЛЕЧР ПЮГМННАПЮГМШИ "ЛСГШЙЮКЭМШИ УЮПЮЙРЕП" ДЮФЕ ОПХ НДХМЮЙНБНИ БШЯНРЕ НЯМНБМНЦН РНМЮ, ОПХ ЩРНЛ ЙЮФДЮЪ ТНМЕЛЮ ЙЮЙ АШ "ЯНДЕПФХР Б ЯЕАЕ ЯНГБСВХЕ", ЯНЯРЮБ ЙНРНПНЦН, Б НРКХВХЕ НР ГБСЙЮ ЛСГШЙЮКЭМНЦН ХМЯРПСЛЕМРЮ**), МЕ ОНЯРНЪМЕМ, Ю ОНЯКЕДНБЮРЕКЭМШИ ОНРНЙ ТНМЕЛ Б ЦЮПЛНМХВЕЯЙНЛ НРМНЬЕМХХ БННАЫЕ НВЕМЭ ЯКНФЕМ. нРЯЧДЮ ЯКЕДСЕР, ВРН, МЮОПХЛЕП, БНГЛНФМН МЮОХЯЮМХЕ ЛСГШЙХ ОСРЕЛ ЮЙРХБМНИ ЛЮМХОСКЪЖХХ РЕЛАПНЛ, Ю МЕ ХЯЙКЧВХРЕКЭМН БШЯНРНИ РНМЮ, Х ОНЩГХЪ ЩРН ХМНЦДЮ ДЕЛНМЯРПХПСЕР (ЙЯРЮРХ, ЯНБЕПЬЕММН МЕ НАЪГЮРЕКЭМН ОНМХЛЮРЭ РЕЙЯР - ЯРХУХ лЮККЮПЛЕ ОН-ТПЮМЖСГЯЙХ ХКХ оЕРПЮПЙХ ОН-ХРЮКЭЪМЯЙХ ЛСГШЙЮКЭМН БНЯОПХМХЛЮЧРЯЪ ДЮФЕ ЕЯКХ МЕ ОНМХЛЮРЭ ЯНДЕПФЮМХЪ; НАШВМН ВРЕМХЕ РПЮМЯЙПХОЖХХ+ОНДЯРПНВМХЙЮ ДЮЕР ЛМНЦН АНКЭЬЕ, ВЕЛ КХРЕПЮРСПМНЦН ОЕПЕБНДЮ. йНМЕВМН, АнКЭЬЮЪ ВЮЯРЭ ЯРХУНРБНПЕМХЪ ЯБЪГЮМЮ Я ЯНДЕПФЮМХЕЛ, Х НМЮ РЕПЪЕРЯЪ, МН Ъ ПЮЯЯЛЮРПХБЮЧ _РНКЭЙН_ ЛСГШЙЮКЭМСЧ ЯРНПНМС ОНЩГХХ).
  б ЙЮВЕЯРБЕ ВЮЯРХВМНЦН НОПЮБДЮМХЪ ЛНЦС ЯЙЮГЮРЭ, ВРН Ъ МЕ ХЛЕК ЖЕКХ НАЪГЮРЕКЭМН "ОНРЕНПЕРХГХПНБЮРЭ"  - ЛМЕ ГЮУНРЕКНЯЭ РНВМН СЪЯМХРЭ, ОНВЕЛС ЯРХУХ БНЯОПХМХЛЮЧРЯЪ "ЛСГШЙЮКЭМН". гЮ ЙПХРХЙС БШЬЕХГКНФЕММНЦН НВЕМЭ АСДС АКЮЦНДЮПЕМ.
 
  *) лЮМДЕКЭЬРЮЛЮ ЛНФМН ЯПЮБМХРЭ Я ЛСГШЙЮКЭМШЛ ЛЮЯРЕПНЛ Х ЙНЛОНГХРНПНЛ: МЕ БЯЪЙХИ ТХГХВЕЯЙХИ ОПЕДЛЕР ГБСВХР ЛСГШЙЮКЭМН - МЮД МХЛ МЕНАУНДХЛН ОНПЮАНРЮРЭ, Ю ОНЩР, ЙЮЙ ЛЮЯРЕП Х ЙНЛОНГХРНП, ПЮЯОНКЮЦЮЕР ЯКНБЮ РЮЙ, ВРНАШ НМХ ГБСВЮКХ, ЙЮЙ ЛСГШЙЮ, НДМНБПЕЛЕММН ЯНУПЮМЪЪ КХРЕПЮРСПМНЕ ЯНДЕПФЮМХЕ (! - ВРН, ЙЯРЮРХ, ЯЙНПЕЕ БЯЕЦН, БГЮХЛНЯБЪГЮМН, ХМЮВЕ ЩРН АШКН АШ МЕБНГЛНФМН ОН ЙНЛАХМЮРНПМШЛ ЯННАПЮФЕМХЪЛ).
 
  **) б РЕНПХХ ЛСГШЙХ НАШВМН ГЮЛЕВЮЕРЯЪ (ЦДЕ-МХАСДЭ Б ЯМНЯЙЕ), ВРН ВХЯРШИ РНМ Б ДЕИЯРБХРЕКЭМНЯРХ ЪБКЪЕРЯЪ ЯНГБСВХЕЛ ХГ НАЕПРНМНБ, МН, МЮЯЙНКЭЙН ЛМЕ ХГБЕЯРМН,  _ХГКЮЦЮЕРЯЪ_ щрл АЕГ СВЕРЮ ЩРНЦН ГЮЛЕВЮМХЪ.
 
  пСДНКЭТ цЕИДЕП,
  rh@aha.ru