Subject: Re: [club-l] образы


Здравствуйте!
Очень радует продолжающееся обсуждение образности музыки. Как круги по
воде расходится, затрагивая много интересных вопросов.
Большое всем спасибо!
А уж Алексей Васильев, так просто "бальзам на душу пролил" таким
совпадением.

Alexei Vasiliev wrote:

> Мне кажется, что в произведении искусства - живописном,
> поэтическом, музыкальном, или каком другом, главную ценность
> представляет именно то, что не может быть передано никаким другим
> способом. То, что можно рассказать о картине, не является главным
> в картине.

Именно об этом я думал в воскресенье на выставке "Сезанн и Русский
авнгард". Мне кажется, что поэтому восстал Сезанн против импрессионизма
как метода, поэтому называл все эти впечатления " видом из тюремного
окошка" (за абсолютную подлинность цитаты не ручаюсь). Живопись должна
впечатлять и потрясать именно самой живописью: красками, формой, линий,
холстом...Поэтому столь недолговечным и тупиковым оказался
импрессионизм, и столь прогрессивным, открывшим практически все
последующие напрвления в живописи - Сезанн! (Надеюсь, что даже если это
оффтопик, Борис меня простит).

> Что касается знаменитой сцены из "Соляриса"... Да, конечно, она
> производит сильнейшее впечатление, запоминается, и т.д. И я ее
> очень люблю. Но вообще-то использование такой музыки в кино
> кажется мне, как бы сказать, не вполне честным приемом. Я имею в
> виду, что под такую музыку что ни покажи, все произведет
> "сильнейшее впечатление". Оно конечно, кино - искусство
> синтетическое, может быть, так и надо...
>

Мне кажется, что этот пример отлично доказывает, что Не надо.Вот
смотрите, как прочно эта замечательная хоральная прелюдия связалась с
образом океана Соляриса и особенно острова-Мира посередине. Понятно, что
в фильме произошло мощное усиление. А в музыке?

> Поэзия, наверное, действительно очень близка музыке, прежде всего,
> как способ "наделения времени структурой", а так же своей
> трудноуловимостью пересказом. Я совершенно не могу одновременно
> слушать музыку и читать стихи - все равно что разом слушать два
> музыкальных произведения. А вот по роду своих занятий я обнаружил,
> что заниматься под музыку математикой очень даже возможно. Не под
> романтиков, конечно. Вот Бах, или Шенберг, или даже Шнитке
> прекрасно сочетаются с точными науками. Так что видите - каждому
> свое - кто в Третьяковку с плеером, а кто задачки под музыку
> решает... :-)
>

Сам не могу совмещать музыку ни с какой работой, требующей хоть
малейшего умственного напряжения (гладить белье, например, - не
требует...), иначе чувствую, что слушаю в полуха.Когда по-настоящему
захватыват -  вообще ничего делать не могу. Просто цепенею от 5-ой
симфонии Шостаковича в исполнении Е.Мравинского, и ничего не
воспринимаю, в том числе и образы :-).

P.S. Напиминаю про сегодняшний концерт в БЗК ( Двойной концерт Брамса с
Третьяковым и Князевым). У меня могут возникнуть лишние билеты, чуть
позже будет известно. Если кто-то заинтересуется - пишите.


--
Vladimir Smolkin
mailto:smolkin@dialogbank.com

JТ
А