Subject: [club-l] музыка и образность...


  Здравствуйте !

>Я читал, что у композиторов есть так называемый "внутренний слух", т.е.
>когда они пишут, он не просто вопроизводят какую-то последовательность
>знаков как математик записывает формулы, а еще и "слышат" их. Кто-нибудь
>может рассказать поподробнее об этом (жутко интересно) ? Еще я читал про
>Шостаковича, что когда он впервые слышал свое произведение "внешними
>ушами", то это производило на него сильное впечатление и он жалел
>Бетховена, который к концу жизни был лишен такой возможности.

  Есть зацитированное высказывание Нейгауза, "что всякое познание музыкально", 
или что математика и музыка говорят об одном и том же с противоположных полюсов, 
или такое же высказывание Хайдеггера о поэзии и философии. Ещ╦ можно вспомнить 
описание игры Лужина с Турати в "Защите Лужина" (оно длинное, и книжка далеко 
- наверняка все читали). Поэтому, то, что музыкальные ощущения могут быть 
с чем-то связаны "ассоциативно" - это вполне нормально. Непонятно, как можно 
писать или исполнять музыку, НЕ представляя, как она будет звучать. Известно, 
что Брукнер, Малер не всегда слышали исполнения своих сочинений. Кроме того, 
"классический" композитор, в отличие от "электронного", не может экспериментировать: 
то, что он отдает исполнителю, почти нереально поправить "задним числом". 
В то же время новые звучности, возникающие от сочетания инструментов, по-видимому 
невозможно предугадать на основе теоретического знания оркестровки. И это 
не только к композитору относится - дирижер, когда выходит к оркестру, должен 
абсолютно точно знать, как сочинение должно быть исполнено.
  Я думаю, любой человек имеет "внутренний слух": всегда можно, например, 
запомнить мелодию, вообразить е╦ исполнение на другом инструменте, в другом 
регистре. А соотнесение звука с нотными знаками определяется опытом, ведь 
это фактически тождественно !  Если по собственному опыту, то внутреннее 
ощущение звука не имеет вида "галлюцинации", это не воспринимается точно 
так, как внешний звук (да и как бы это было возможно вообще ?), в то же время 
это ощущение точно и в чем-то богаче даже слушаемого профессионального исполнения, 
поскольку требуемая текстом пластика тембра всегда детальнее возможностей 
инструмента. Однако это ощущение довольно...тяжелое, абстактное, поэтому 
Шостакович имел в виду, скорее всего, возможность услышать произведение "во 
плоти", почувствовать его физически.
  По-видимому, когда композитор сочиняет, он исходит из некоторого пространственно-временного 
образа, который может исходить и извне, производя над ним различные "трансформации". 
Это иногда хорошо видно "в объеме", например, в 1-й части 7-й симфонии Малера, 
мотив начала которой "навеян" ритмом движения колес парохода.
  Вот Яков Курочкин что на это скажет - очень интересно !

  По другому вопросу: странно, что ещ╦ не было разговора о цветомузыке. Речь 
не о том, чтобы по имеющейся записи как-то автоматически получать изображение, 
это ерунда. Возможно, взаимодействие исполнения с визуальным рядом было бы 
совершеннее ? Здесь имеется в виду немного другой угол зрения на тему моего 
предыдущего письма: не следовало бы дополнить символическое содержание музыкальной 
пьесы визуальным радом, восприятие которого для слушателя более естественно 
? Имеется в виду не обязательно (и в основном не) фотографическое изображение, 
и не обязательно в вульгарном смысле (разжевать и рот положить). Естественные 
"частные случаи" такого подхода - балет, например, но вот почему это воспринимается 
как что-то вторичное и противозаконное ?

  Рудольф Гейдер,
  rh@aha.ru











  гДПЮБЯРБСИРЕ !
 
>ъ ВХРЮК, ВРН С ЙНЛОНГХРНПНБ ЕЯРЭ РЮЙ МЮГШБЮЕЛШИ "БМСРПЕММХИ ЯКСУ", Р.Е.
>ЙНЦДЮ НМХ ОХЬСР, НМ МЕ ОПНЯРН БНОПНХГБНДЪР ЙЮЙСЧ-РН ОНЯКЕДНБЮРЕКЭМНЯРЭ
>ГМЮЙНБ ЙЮЙ ЛЮРЕЛЮРХЙ ГЮОХЯШБЮЕР ТНПЛСКШ, Ю ЕЫЕ Х "ЯКШЬЮР" ХУ. йРН-МХАСДЭ
>ЛНФЕР ПЮЯЯЙЮГЮРЭ ОНОНДПНАМЕЕ НА ЩРНЛ (ФСРЙН ХМРЕПЕЯМН) ? еЫЕ Ъ ВХРЮК ОПН
>ьНЯРЮЙНБХВЮ, ВРН ЙНЦДЮ НМ БОЕПБШЕ ЯКШЬЮК ЯБНЕ ОПНХГБЕДЕМХЕ "БМЕЬМХЛХ
>СЬЮЛХ", РН ЩРН ОПНХГБНДХКН МЮ МЕЦН ЯХКЭМНЕ БОЕВЮРКЕМХЕ Х НМ ФЮКЕК
>аЕРУНБЕМЮ, ЙНРНПШИ Й ЙНМЖС ФХГМХ АШК КХЬЕМ РЮЙНИ БНГЛНФМНЯРХ.
 
  еЯРЭ ГЮЖХРХПНБЮММНЕ БШЯЙЮГШБЮМХЕ мЕИЦЮСГЮ, "ВРН БЯЪЙНЕ ОНГМЮМХЕ ЛСГШЙЮКЭМН", ХКХ ВРН ЛЮРЕЛЮРХЙЮ Х ЛСГШЙЮ ЦНБНПЪР НА НДМНЛ Х РНЛ ФЕ Я ОПНРХБНОНКНФМШУ ОНКЧЯНБ, ХКХ РЮЙНЕ ФЕ БШЯЙЮГШБЮМХЕ уЮИДЕЦЦЕПЮ Н ОНЩГХХ Х ТХКНЯНТХХ. еЫ╦ ЛНФМН БЯОНЛМХРЭ НОХЯЮМХЕ ХЦПШ кСФХМЮ Я рСПЮРХ Б "гЮЫХРЕ кСФХМЮ" (НМН ДКХММНЕ, Х ЙМХФЙЮ ДЮКЕЙН - МЮБЕПМЪЙЮ БЯЕ ВХРЮКХ). оНЩРНЛС, РН, ВРН ЛСГШЙЮКЭМШЕ НЫСЫЕМХЪ ЛНЦСР АШРЭ Я ВЕЛ-РН ЯБЪГЮМШ "ЮЯЯНЖХЮРХБМН" - ЩРН БОНКМЕ МНПЛЮКЭМН. мЕОНМЪРМН, ЙЮЙ ЛНФМН ОХЯЮРЭ ХКХ ХЯОНКМЪРЭ ЛСГШЙС, ме ОПЕДЯРЮБКЪЪ, ЙЮЙ НМЮ АСДЕР ГБСВЮРЭ. хГБЕЯРМН, ВРН аПСЙМЕП, лЮКЕП МЕ БЯЕЦДЮ ЯКШЬЮКХ ХЯОНКМЕМХЪ ЯБНХУ ЯНВХМЕМХИ. йПНЛЕ РНЦН, "ЙКЮЯЯХВЕЯЙХИ" ЙНЛОНГХРНП, Б НРКХВХЕ НР "ЩКЕЙРПНММНЦН", МЕ ЛНФЕР ЩЙЯОЕПХЛЕМРХПНБЮРЭ: РН, ВРН НМ НРДЮЕР ХЯОНКМХРЕКЧ, ОНВРХ МЕПЕЮКЭМН ОНОПЮБХРЭ "ГЮДМХЛ ВХЯКНЛ". б РН ФЕ БПЕЛЪ МНБШЕ ГБСВМНЯРХ, БНГМХЙЮЧЫХЕ НР ЯНВЕРЮМХЪ ХМЯРПСЛЕМРНБ, ОН-БХДХЛНЛС МЕБНГЛНФМН ОПЕДСЦЮДЮРЭ МЮ НЯМНБЕ РЕНПЕРХВЕЯЙНЦН ГМЮМХЪ НПЙЕЯРПНБЙХ. х ЩРН МЕ РНКЭЙН Й ЙНЛОНГХРНПС НРМНЯХРЯЪ - ДХПХФЕП, ЙНЦДЮ БШУНДХР Й НПЙЕЯРПС, ДНКФЕМ ЮАЯНКЧРМН РНВМН ГМЮРЭ, ЙЮЙ ЯНВХМЕМХЕ ДНКФМН АШРЭ ХЯОНКМЕМН.
  ъ ДСЛЮЧ, КЧАНИ ВЕКНБЕЙ ХЛЕЕР "БМСРПЕММХИ ЯКСУ": БЯЕЦДЮ ЛНФМН, МЮОПХЛЕП, ГЮОНЛМХРЭ ЛЕКНДХЧ, БННАПЮГХРЭ Е╦ ХЯОНКМЕМХЕ МЮ ДПСЦНЛ ХМЯРПСЛЕМРЕ, Б ДПСЦНЛ ПЕЦХЯРПЕ. ю ЯННРМЕЯЕМХЕ ГБСЙЮ Я МНРМШЛХ ГМЮЙЮЛХ НОПЕДЕКЪЕРЯЪ НОШРНЛ, БЕДЭ ЩРН ТЮЙРХВЕЯЙХ РНФДЕЯРБЕММН !  еЯКХ ОН ЯНАЯРБЕММНЛС НОШРС, РН БМСРПЕММЕЕ НЫСЫЕМХЕ ГБСЙЮ МЕ ХЛЕЕР БХДЮ "ЦЮККЧЖХМЮЖХХ", ЩРН МЕ БНЯОПХМХЛЮЕРЯЪ РНВМН РЮЙ, ЙЮЙ БМЕЬМХИ ГБСЙ (ДЮ Х ЙЮЙ АШ ЩРН АШКН БНГЛНФМН БННАЫЕ ?), Б РН ФЕ БПЕЛЪ ЩРН НЫСЫЕМХЕ РНВМН Х Б ВЕЛ-РН АНЦЮВЕ ДЮФЕ ЯКСЬЮЕЛНЦН ОПНТЕЯЯХНМЮКЭМНЦН ХЯОНКМЕМХЪ, ОНЯЙНКЭЙС РПЕАСЕЛЮЪ РЕЙЯРНЛ ОКЮЯРХЙЮ РЕЛАПЮ БЯЕЦДЮ ДЕРЮКЭМЕЕ БНГЛНФМНЯРЕИ ХМЯРПСЛЕМРЮ. нДМЮЙН ЩРН НЫСЫЕМХЕ ДНБНКЭМН...РЪФЕКНЕ, ЮАЯРЮЙРМНЕ, ОНЩРНЛС ьНЯРЮЙНБХВ ХЛЕК Б БХДС, ЯЙНПЕЕ БЯЕЦН, БНГЛНФМНЯРЭ СЯКШЬЮРЭ ОПНХГБЕДЕМХЕ "БН ОКНРХ", ОНВСБЯРБНБЮРЭ ЕЦН ТХГХВЕЯЙХ.
  оН-БХДХЛНЛС, ЙНЦДЮ ЙНЛОНГХРНП ЯНВХМЪЕР, НМ ХЯУНДХР ХГ МЕЙНРНПНЦН ОПНЯРПЮМЯРБЕММН-БПЕЛЕММНЦН НАПЮГЮ, ЙНРНПШИ ЛНФЕР ХЯУНДХРЭ Х ХГБМЕ, ОПНХГБНДЪ МЮД МХЛ ПЮГКХВМШЕ "РПЮМЯТНПЛЮЖХХ". щРН ХМНЦДЮ УНПНЬН БХДМН "Б НАЗЕЛЕ", МЮОПХЛЕП, Б 1-И ВЮЯРХ 7-И ЯХЛТНМХХ лЮКЕПЮ, ЛНРХБ МЮВЮКЮ ЙНРНПНИ "МЮБЕЪМ" ПХРЛНЛ ДБХФЕМХЪ ЙНКЕЯ ОЮПНУНДЮ.
  бНР ъЙНБ йСПНВЙХМ ВРН МЮ ЩРН ЯЙЮФЕР - НВЕМЭ ХМРЕПЕЯМН !

  оН ДПСЦНЛС БНОПНЯС: ЯРПЮММН, ВРН ЕЫ╦ МЕ АШКН ПЮГЦНБНПЮ Н ЖБЕРНЛСГШЙЕ. пЕВЭ МЕ Н РНЛ, ВРНАШ ОН ХЛЕЧЫЕИЯЪ ГЮОХЯХ ЙЮЙ-РН ЮБРНЛЮРХВЕЯЙХ ОНКСВЮРЭ ХГНАПЮФЕМХЕ, ЩРН ЕПСМДЮ. бНГЛНФМН, БГЮХЛНДЕИЯРБХЕ ХЯОНКМЕМХЪ Я БХГСЮКЭМШЛ ПЪДНЛ АШКН АШ ЯНБЕПЬЕММЕЕ ? гДЕЯЭ ХЛЕЕРЯЪ Б БХДС МЕЛМНЦН ДПСЦНИ СЦНК ГПЕМХЪ МЮ РЕЛС ЛНЕЦН ОПЕДШДСЫЕЦН ОХЯЭЛЮ: МЕ ЯКЕДНБЮКН АШ ДНОНКМХРЭ ЯХЛБНКХВЕЯЙНЕ ЯНДЕПФЮМХЕ ЛСГШЙЮКЭМНИ ОЭЕЯШ БХГСЮКЭМШЛ ПЮДНЛ, БНЯОПХЪРХЕ ЙНРНПНЦН ДКЪ ЯКСЬЮРЕКЪ АНКЕЕ ЕЯРЕЯРБЕММН ? хЛЕЕРЯЪ Б БХДС МЕ НАЪГЮРЕКЭМН (Х Б НЯМНБМНЛ МЕ) ТНРНЦПЮТХВЕЯЙНЕ ХГНАПЮФЕМХЕ, Х МЕ НАЪГЮРЕКЭМН Б БСКЭЦЮПМНЛ ЯЛШЯКЕ (ПЮГФЕБЮРЭ Х ПНР ОНКНФХРЭ). еЯРЕЯРБЕММШЕ "ВЮЯРМШЕ ЯКСВЮХ" РЮЙНЦН ОНДУНДЮ - АЮКЕР, МЮОПХЛЕП, МН БНР ОНВЕЛС ЩРН БНЯОПХМХЛЮЕРЯЪ ЙЮЙ ВРН-РН БРНПХВМНЕ Х ОПНРХБНГЮЙНММНЕ ?
 
  пСДНКЭТ цЕИДЕП,
  rh@aha.ru