Subject: [club-l] музыка и образность...
Здравствуйте !
>Я читал, что у композиторов есть так называемый "внутренний слух", т.е.
>когда они пишут, он не просто вопроизводят какую-то последовательность
>знаков как математик записывает формулы, а еще и "слышат" их. Кто-нибудь
>может рассказать поподробнее об этом (жутко интересно) ? Еще я читал про
>Шостаковича, что когда он впервые слышал свое произведение "внешними
>ушами", то это производило на него сильное впечатление и он жалел
>Бетховена, который к концу жизни был лишен такой возможности.
Есть зацитированное высказывание Нейгауза, "что всякое познание музыкально",
или что математика и музыка говорят об одном и том же с противоположных полюсов,
или такое же высказывание Хайдеггера о поэзии и философии. Ещ╦ можно вспомнить
описание игры Лужина с Турати в "Защите Лужина" (оно длинное, и книжка далеко
- наверняка все читали). Поэтому, то, что музыкальные ощущения могут быть
с чем-то связаны "ассоциативно" - это вполне нормально. Непонятно, как можно
писать или исполнять музыку, НЕ представляя, как она будет звучать. Известно,
что Брукнер, Малер не всегда слышали исполнения своих сочинений. Кроме того,
"классический" композитор, в отличие от "электронного", не может экспериментировать:
то, что он отдает исполнителю, почти нереально поправить "задним числом".
В то же время новые звучности, возникающие от сочетания инструментов, по-видимому
невозможно предугадать на основе теоретического знания оркестровки. И это
не только к композитору относится - дирижер, когда выходит к оркестру, должен
абсолютно точно знать, как сочинение должно быть исполнено.
Я думаю, любой человек имеет "внутренний слух": всегда можно, например,
запомнить мелодию, вообразить е╦ исполнение на другом инструменте, в другом
регистре. А соотнесение звука с нотными знаками определяется опытом, ведь
это фактически тождественно ! Если по собственному опыту, то внутреннее
ощущение звука не имеет вида "галлюцинации", это не воспринимается точно
так, как внешний звук (да и как бы это было возможно вообще ?), в то же время
это ощущение точно и в чем-то богаче даже слушаемого профессионального исполнения,
поскольку требуемая текстом пластика тембра всегда детальнее возможностей
инструмента. Однако это ощущение довольно...тяжелое, абстактное, поэтому
Шостакович имел в виду, скорее всего, возможность услышать произведение "во
плоти", почувствовать его физически.
По-видимому, когда композитор сочиняет, он исходит из некоторого пространственно-временного
образа, который может исходить и извне, производя над ним различные "трансформации".
Это иногда хорошо видно "в объеме", например, в 1-й части 7-й симфонии Малера,
мотив начала которой "навеян" ритмом движения колес парохода.
Вот Яков Курочкин что на это скажет - очень интересно !
По другому вопросу: странно, что ещ╦ не было разговора о цветомузыке. Речь
не о том, чтобы по имеющейся записи как-то автоматически получать изображение,
это ерунда. Возможно, взаимодействие исполнения с визуальным рядом было бы
совершеннее ? Здесь имеется в виду немного другой угол зрения на тему моего
предыдущего письма: не следовало бы дополнить символическое содержание музыкальной
пьесы визуальным радом, восприятие которого для слушателя более естественно
? Имеется в виду не обязательно (и в основном не) фотографическое изображение,
и не обязательно в вульгарном смысле (разжевать и рот положить). Естественные
"частные случаи" такого подхода - балет, например, но вот почему это воспринимается
как что-то вторичное и противозаконное ?
Рудольф Гейдер,
rh@aha.ru
гДПЮБЯРБСИРЕ
!
>ъ ВХРЮК, ВРН С ЙНЛОНГХРНПНБ ЕЯРЭ РЮЙ МЮГШБЮЕЛШИ
"БМСРПЕММХИ ЯКСУ", Р.Е.
>ЙНЦДЮ НМХ ОХЬСР, НМ МЕ ОПНЯРН
БНОПНХГБНДЪР ЙЮЙСЧ-РН ОНЯКЕДНБЮРЕКЭМНЯРЭ
>ГМЮЙНБ ЙЮЙ ЛЮРЕЛЮРХЙ ГЮОХЯШБЮЕР
ТНПЛСКШ, Ю ЕЫЕ Х "ЯКШЬЮР" ХУ. йРН-МХАСДЭ
>ЛНФЕР ПЮЯЯЙЮГЮРЭ
ОНОНДПНАМЕЕ НА ЩРНЛ (ФСРЙН ХМРЕПЕЯМН) ? еЫЕ Ъ ВХРЮК ОПН
>ьНЯРЮЙНБХВЮ, ВРН
ЙНЦДЮ НМ БОЕПБШЕ ЯКШЬЮК ЯБНЕ ОПНХГБЕДЕМХЕ "БМЕЬМХЛХ
>СЬЮЛХ", РН
ЩРН ОПНХГБНДХКН МЮ МЕЦН ЯХКЭМНЕ БОЕВЮРКЕМХЕ Х НМ ФЮКЕК
>аЕРУНБЕМЮ, ЙНРНПШИ
Й ЙНМЖС ФХГМХ АШК КХЬЕМ РЮЙНИ БНГЛНФМНЯРХ.
еЯРЭ ГЮЖХРХПНБЮММНЕ БШЯЙЮГШБЮМХЕ мЕИЦЮСГЮ, "ВРН
БЯЪЙНЕ ОНГМЮМХЕ ЛСГШЙЮКЭМН", ХКХ ВРН ЛЮРЕЛЮРХЙЮ Х ЛСГШЙЮ ЦНБНПЪР НА НДМНЛ Х
РНЛ ФЕ Я ОПНРХБНОНКНФМШУ ОНКЧЯНБ, ХКХ РЮЙНЕ ФЕ БШЯЙЮГШБЮМХЕ уЮИДЕЦЦЕПЮ Н ОНЩГХХ
Х ТХКНЯНТХХ. еЫ╦ ЛНФМН БЯОНЛМХРЭ НОХЯЮМХЕ ХЦПШ кСФХМЮ Я рСПЮРХ Б "гЮЫХРЕ
кСФХМЮ" (НМН ДКХММНЕ, Х ЙМХФЙЮ ДЮКЕЙН - МЮБЕПМЪЙЮ БЯЕ ВХРЮКХ). оНЩРНЛС, РН,
ВРН ЛСГШЙЮКЭМШЕ НЫСЫЕМХЪ ЛНЦСР АШРЭ Я ВЕЛ-РН ЯБЪГЮМШ "ЮЯЯНЖХЮРХБМН" -
ЩРН БОНКМЕ МНПЛЮКЭМН. мЕОНМЪРМН, ЙЮЙ ЛНФМН ОХЯЮРЭ ХКХ ХЯОНКМЪРЭ ЛСГШЙС, ме
ОПЕДЯРЮБКЪЪ, ЙЮЙ НМЮ АСДЕР ГБСВЮРЭ. хГБЕЯРМН, ВРН аПСЙМЕП, лЮКЕП МЕ БЯЕЦДЮ
ЯКШЬЮКХ ХЯОНКМЕМХЪ ЯБНХУ ЯНВХМЕМХИ. йПНЛЕ РНЦН, "ЙКЮЯЯХВЕЯЙХИ"
ЙНЛОНГХРНП, Б НРКХВХЕ НР "ЩКЕЙРПНММНЦН", МЕ ЛНФЕР ЩЙЯОЕПХЛЕМРХПНБЮРЭ:
РН, ВРН НМ НРДЮЕР ХЯОНКМХРЕКЧ, ОНВРХ МЕПЕЮКЭМН ОНОПЮБХРЭ "ГЮДМХЛ
ВХЯКНЛ". б РН ФЕ БПЕЛЪ МНБШЕ ГБСВМНЯРХ, БНГМХЙЮЧЫХЕ НР ЯНВЕРЮМХЪ
ХМЯРПСЛЕМРНБ, ОН-БХДХЛНЛС МЕБНГЛНФМН ОПЕДСЦЮДЮРЭ МЮ НЯМНБЕ РЕНПЕРХВЕЯЙНЦН ГМЮМХЪ
НПЙЕЯРПНБЙХ. х ЩРН МЕ РНКЭЙН Й ЙНЛОНГХРНПС НРМНЯХРЯЪ - ДХПХФЕП, ЙНЦДЮ БШУНДХР Й
НПЙЕЯРПС, ДНКФЕМ ЮАЯНКЧРМН РНВМН ГМЮРЭ, ЙЮЙ ЯНВХМЕМХЕ ДНКФМН АШРЭ
ХЯОНКМЕМН.
ъ ДСЛЮЧ, КЧАНИ ВЕКНБЕЙ ХЛЕЕР "БМСРПЕММХИ
ЯКСУ": БЯЕЦДЮ ЛНФМН, МЮОПХЛЕП, ГЮОНЛМХРЭ ЛЕКНДХЧ, БННАПЮГХРЭ Е╦ ХЯОНКМЕМХЕ
МЮ ДПСЦНЛ ХМЯРПСЛЕМРЕ, Б ДПСЦНЛ ПЕЦХЯРПЕ. ю ЯННРМЕЯЕМХЕ ГБСЙЮ Я МНРМШЛХ ГМЮЙЮЛХ
НОПЕДЕКЪЕРЯЪ НОШРНЛ, БЕДЭ ЩРН ТЮЙРХВЕЯЙХ РНФДЕЯРБЕММН ! еЯКХ ОН ЯНАЯРБЕММНЛС НОШРС, РН БМСРПЕММЕЕ НЫСЫЕМХЕ ГБСЙЮ МЕ ХЛЕЕР
БХДЮ "ЦЮККЧЖХМЮЖХХ", ЩРН МЕ БНЯОПХМХЛЮЕРЯЪ РНВМН РЮЙ, ЙЮЙ БМЕЬМХИ ГБСЙ
(ДЮ Х ЙЮЙ АШ ЩРН АШКН БНГЛНФМН БННАЫЕ ?), Б РН ФЕ БПЕЛЪ ЩРН НЫСЫЕМХЕ РНВМН Х Б
ВЕЛ-РН АНЦЮВЕ ДЮФЕ ЯКСЬЮЕЛНЦН ОПНТЕЯЯХНМЮКЭМНЦН ХЯОНКМЕМХЪ, ОНЯЙНКЭЙС РПЕАСЕЛЮЪ
РЕЙЯРНЛ ОКЮЯРХЙЮ РЕЛАПЮ БЯЕЦДЮ ДЕРЮКЭМЕЕ БНГЛНФМНЯРЕИ ХМЯРПСЛЕМРЮ. нДМЮЙН ЩРН
НЫСЫЕМХЕ ДНБНКЭМН...РЪФЕКНЕ, ЮАЯРЮЙРМНЕ, ОНЩРНЛС ьНЯРЮЙНБХВ ХЛЕК Б БХДС, ЯЙНПЕЕ
БЯЕЦН, БНГЛНФМНЯРЭ СЯКШЬЮРЭ ОПНХГБЕДЕМХЕ "БН ОКНРХ", ОНВСБЯРБНБЮРЭ ЕЦН
ТХГХВЕЯЙХ.
оН-БХДХЛНЛС, ЙНЦДЮ ЙНЛОНГХРНП ЯНВХМЪЕР, НМ ХЯУНДХР ХГ
МЕЙНРНПНЦН ОПНЯРПЮМЯРБЕММН-БПЕЛЕММНЦН НАПЮГЮ, ЙНРНПШИ ЛНФЕР ХЯУНДХРЭ Х ХГБМЕ,
ОПНХГБНДЪ МЮД МХЛ ПЮГКХВМШЕ "РПЮМЯТНПЛЮЖХХ". щРН ХМНЦДЮ УНПНЬН БХДМН
"Б НАЗЕЛЕ", МЮОПХЛЕП, Б 1-И ВЮЯРХ 7-И ЯХЛТНМХХ лЮКЕПЮ, ЛНРХБ МЮВЮКЮ
ЙНРНПНИ "МЮБЕЪМ" ПХРЛНЛ ДБХФЕМХЪ ЙНКЕЯ ОЮПНУНДЮ.
бНР ъЙНБ йСПНВЙХМ ВРН МЮ ЩРН ЯЙЮФЕР - НВЕМЭ ХМРЕПЕЯМН
!
оН ДПСЦНЛС БНОПНЯС: ЯРПЮММН,
ВРН ЕЫ╦ МЕ АШКН ПЮГЦНБНПЮ Н ЖБЕРНЛСГШЙЕ. пЕВЭ МЕ Н РНЛ, ВРНАШ ОН ХЛЕЧЫЕИЯЪ
ГЮОХЯХ ЙЮЙ-РН ЮБРНЛЮРХВЕЯЙХ ОНКСВЮРЭ ХГНАПЮФЕМХЕ, ЩРН ЕПСМДЮ. бНГЛНФМН,
БГЮХЛНДЕИЯРБХЕ ХЯОНКМЕМХЪ Я БХГСЮКЭМШЛ ПЪДНЛ АШКН АШ ЯНБЕПЬЕММЕЕ ? гДЕЯЭ ХЛЕЕРЯЪ
Б БХДС МЕЛМНЦН ДПСЦНИ СЦНК ГПЕМХЪ МЮ РЕЛС ЛНЕЦН ОПЕДШДСЫЕЦН ОХЯЭЛЮ: МЕ ЯКЕДНБЮКН
АШ ДНОНКМХРЭ ЯХЛБНКХВЕЯЙНЕ ЯНДЕПФЮМХЕ ЛСГШЙЮКЭМНИ ОЭЕЯШ БХГСЮКЭМШЛ ПЮДНЛ,
БНЯОПХЪРХЕ ЙНРНПНЦН ДКЪ ЯКСЬЮРЕКЪ АНКЕЕ ЕЯРЕЯРБЕММН ? хЛЕЕРЯЪ Б БХДС МЕ
НАЪГЮРЕКЭМН (Х Б НЯМНБМНЛ МЕ) ТНРНЦПЮТХВЕЯЙНЕ ХГНАПЮФЕМХЕ, Х МЕ НАЪГЮРЕКЭМН Б
БСКЭЦЮПМНЛ ЯЛШЯКЕ (ПЮГФЕБЮРЭ Х ПНР ОНКНФХРЭ). еЯРЕЯРБЕММШЕ "ВЮЯРМШЕ
ЯКСВЮХ" РЮЙНЦН ОНДУНДЮ - АЮКЕР, МЮОПХЛЕП, МН БНР ОНВЕЛС ЩРН БНЯОПХМХЛЮЕРЯЪ
ЙЮЙ ВРН-РН БРНПХВМНЕ Х ОПНРХБНГЮЙНММНЕ ?
пСДНКЭТ цЕИДЕП,