Subject: Re: [club-l] образы


Здравствуйте,

Я внимательно следил за дискуссией об образах, возникающих в связи
с музыкой и о влиянии различных обстоятельств на ее восприятие, но
высказаться все не решался. Но вот выступление Владимира Смолкина
меня несколько ободрило. Поэтому я выскажусь и заранее прошу
прощения, что не буду ссылаться на всех предыдущих ораторов.

Мне кажется, что в произведении искусства - живописном,
поэтическом, музыкальном, или каком другом, главную ценность
представляет именно то, что не может быть передано никаким другим
способом. То, что можно рассказать о картине, не является главным
в картине. Рассказ о симфонии вроде того, что мы часто видим в
программках ("Часть первая. Утро. Рассветает. Пейзане и пейзанки
выходят на луга и поют свою песню."), представляется мне
совершенно бессмысленным. Для меня гораздо интереснее прочесть,
как устроена симфония с точки зрения именно музыкальной: когда
какие звучат темы, как и где они разрабатываются, и т.д. Это
действительно бывает полезно, поскольку и впрямь бывает трудно
разобраться в сложной музыке, особенно с первого раза. 

Что же касается образов, возникающих у слушателя, то это ведь
очень субъективно все. Кто-то любит балет, и естественно
представляет себе танец, а кто-то живопись, и видит прекрасные
картины. А еще кто-то размышляет о "бурях революции". У меня,
например, если и возникают зрительные образы, то они носят скорее
абстрактный характер, и больше похожи на ожившую страницу
партитуры. Но музыка-то при этом одна и та же! И в ней есть нечто,
что не улавливается не только рассказами об этих "образах", но и
самим образами. И я подозреваю, что это и есть главное в ней.

Конечно, какое-то зрительное или иное впечатление может помочь
слушателю открыть для себя музыкальное произведение. Но это опять
же очень субъективно, и относится скорее к психологии, чем к
музыке. 

Что касается знаменитой сцены из "Соляриса"... Да, конечно, она
производит сильнейшее впечатление, запоминается, и т.д. И я ее
очень люблю. Но вообще-то использование такой музыки в кино
кажется мне, как бы сказать, не вполне честным приемом. Я имею в
виду, что под такую музыку что ни покажи, все произведет
"сильнейшее впечатление". Оно конечно, кино - искусство
синтетическое, может быть, так и надо...

Поэзия, наверное, действительно очень близка музыке, прежде всего,
как способ "наделения времени структурой", а так же своей
трудноуловимостью пересказом. Я совершенно не могу одновременно
слушать музыку и читать стихи - все равно что разом слушать два
музыкальных произведения. А вот по роду своих занятий я обнаружил,
что заниматься под музыку математикой очень даже возможно. Не под
романтиков, конечно. Вот Бах, или Шенберг, или даже Шнитке
прекрасно сочетаются с точными науками. Так что видите - каждому
свое - кто в Третьяковку с плеером, а кто задачки под музыку
решает... :-)
-- 
======================================================
This message was sent by Alexei Vasiliev
e-mail: valex@iki.rssi.ru

Address:
Space Research Institute,
Profsoyuznaya 84/32,
117810 Moscow, RUSSIA
======================================================E╛≥