Subject: [club-l] ...
ЛСГШЙЮ Х НАПЮГМНЯРЭ
Rudolf Heider wrote:
Виноват, решил немного дополнить.
Что касается Шостаковича, то не могу согласиться, что Шостакович "менее
всех вызывает зрительные образы". Геннадий Рождественский называл Шостаковича
(и Шнитке) летописцем нашей эпохи. Основное направление Шостаковича (возможно)
- демонология.
Что-то такое действительно есть в некоторых сочинениях, например, в скрипичной
сонате (особенно во второй ее части - какое-то жуткое вселенское демоническое
зло). Но это уж никак не основное направление !
Самый прямой
предшественник Д.Ш. - Мусоргский
Да, но обычно считают, что Малер, Сибелиус .. Я, правда, сам такие корни
не очень-то чувствую.
, особенно "Песни
и пляски Смерти" (которые Д.Ш. инструментовал), "Ночь на Лысой горе", "Женитьба".
Шостакович многократно обращался к темам Мусоргского, например, 14-я симфония,
"Нос", "Игрок" и многое другое. Наиболее общим эпиграфом к его творчеству
могли бы быть "Бесы" Пушкина (-Достоевского, этот роман ещё и хронологически
относится к тому же времени). И образная система Д.Ш. - "мчатся бесы рой
за роем в беспредельной вышине".
Что-то в этом есть, я бы еще провел аналогию между гротескными, "злыми"
образами в 5-ой симфонии, в 1-м виолончельном и скрипичном (в частности,
искаженная "Сулейко" - любимая грузинская песня Сталина), в других сочинениях
и бесами Чайковского, например, из 3-ей части "Патетической" (ох уж эта
третья часть не дает мне покоя :-))
В "исторических"
симфониях я не нахожу деления на наших и ваших, мне представляется грандиозная
мясорубка, перемалывающая миллионы, как в аду Босха. Картинки меняются
как в кино: бесы "работают" (как говорит Ромм в "Обыкновенном фашизме"),
одни бесы празднуют победу над другими
Это скорее всего относится к 8-ой. Там действительно "мясорубка". Что касается
7-ой, она погружает в тяжелые размышления о войне и бессмысленных страданиях,
прерываемые иногда описанием "внешних" событий.
(9-я симфония,
пошленькие уличные мотивчики финала пародийно контрастируют с финалами
9-х симфоний классиков), бесы приходят к власти ("Октябрь", показательно,
что музыка из этой симфонии обычно сопровождает советские фильмы про революцию),
отдыхают, строят свою коммунистическую индустрию и т.д.. И второй слой,
полярная противоположность (музыка Шостаковича обычно очень полярна, в
отличие от Шнитке, где "герой" обычно сам содержит в себе противоположности)
У Шнитке тоже полярности в конфликте между личностью и обществом. Особенно
это видно на вещах, где есть солирующие инструменты (личность) против оркестра
(общества), например, в альтовом концерте.
- личное, трагическое
сознание человека ("..и всю ночь напролет жду гостей дорогих, шевеля кандалами
цепочек дверных". Петербург - тоже один из персонажей в музыке Д.Ш.). Еще
следует вспомнить, что самое прямое отношение музыка Д.Ш. имеет к творчеству
Гоголя. Кстати, демонология Шостаковича по прежнему актуальна.
Довольно давно я уже здесь писал, что цивилизация нейтрализовала фашизм
(это один из принципов нашего времени: если нам мешает нечто деструктивное,
давайте мы его разрешим в разумных пределах и понемножку), однако продолжает
существовать с ним в симбиозе. Поэтому очень многие явления современной
массовой культуры, и, что хуже, человеческих отношений, - оттуда, и узнаваемы,
в частности, благодаря музыке Д.Ш.. На последующие замечания, что, мол,
это "было всегда", скажу сразу, что несогласен с этой точкой зрения. Есть
много примеров в литературе и философии начала века, показывающих, до какой
степени к этому роду бесовщины были неготовы.
По поводу 8-й Малера я имел в виду, что есть люди, появление которых приводит
в движение всю предыдущую историю. И Фрейд - один из них, с отрицательным
знаком. С этой точки зрения он является носителем демонического начала,
которое, встраиваясь в наш опыт, создает невидимую и прочную оболочку,
незаметно меняющую угол нашего зрения. Показательна трогательная привязанность
к фрейдизму со стороны "гуманитариев", что можно видеть, например, в случае
Бертолуччи или нашего современника П.Альмодовара (в кино). И это при том,
что фрейдизм определенно опровергнут новейшей нейрофизиологией.
Что Вы имеете ввиду ? Как это опровергнуто ? (Если это оффтопик, ответьте
мне лично - это интересно)
Однако всё равно,
при том будучи антифрейдистом, я не всегда могу избавиться от диктуемых
им норм восприятия.
Рудольф Гейдер, rh@aha.ru
Alex Vinokurov
mailto:vinok@ispras.ru
http://www.ispras.ru/~vinok
> ?
?