Subject: [club-l] ... ЛСГШЙЮ Х НАПЮГМНЯРЭ





 
Rudolf Heider wrote:
  Виноват, решил немного дополнить.   Что касается Шостаковича, то не могу согласиться, что Шостакович "менее всех вызывает зрительные образы". Геннадий Рождественский называл Шостаковича (и Шнитке) летописцем нашей эпохи. Основное направление Шостаковича (возможно) - демонология.
Что-то такое действительно есть в некоторых сочинениях, например, в скрипичной сонате (особенно во второй ее части - какое-то жуткое вселенское демоническое зло). Но это уж никак не основное направление !
Самый прямой предшественник Д.Ш. - Мусоргский
Да, но обычно считают, что Малер, Сибелиус .. Я, правда, сам такие корни не очень-то чувствую.
, особенно "Песни и пляски Смерти" (которые Д.Ш. инструментовал), "Ночь на Лысой горе", "Женитьба". Шостакович многократно обращался к темам Мусоргского, например, 14-я симфония, "Нос", "Игрок" и многое другое. Наиболее общим эпиграфом к его творчеству могли бы быть "Бесы" Пушкина (-Достоевского, этот роман ещё и хронологически относится к тому же времени). И образная система Д.Ш. - "мчатся бесы рой за роем в беспредельной вышине".
Что-то в этом есть, я бы еще провел аналогию между гротескными, "злыми" образами в 5-ой симфонии, в 1-м виолончельном и скрипичном (в частности, искаженная "Сулейко" - любимая грузинская песня Сталина), в других сочинениях и бесами Чайковского, например, из 3-ей части "Патетической" (ох уж эта третья часть не дает мне покоя :-))
В "исторических" симфониях я не нахожу деления на наших и ваших, мне представляется грандиозная мясорубка, перемалывающая миллионы, как в аду Босха. Картинки меняются как в кино: бесы "работают" (как говорит Ромм в "Обыкновенном фашизме"), одни бесы празднуют победу над другими
Это скорее всего относится к 8-ой. Там действительно "мясорубка". Что касается 7-ой, она погружает в тяжелые размышления о войне и бессмысленных страданиях, прерываемые иногда описанием "внешних" событий.
(9-я симфония, пошленькие уличные мотивчики финала пародийно контрастируют с финалами 9-х симфоний классиков), бесы приходят к власти ("Октябрь", показательно, что музыка из этой симфонии обычно сопровождает советские фильмы про революцию), отдыхают, строят свою коммунистическую индустрию и т.д.. И второй слой, полярная противоположность (музыка Шостаковича обычно очень полярна, в отличие от Шнитке, где "герой" обычно сам содержит в себе противоположности)
У Шнитке тоже полярности в конфликте между личностью и обществом. Особенно это видно на вещах, где есть солирующие инструменты (личность) против оркестра (общества), например, в альтовом концерте.
- личное, трагическое сознание человека ("..и всю ночь напролет жду гостей дорогих, шевеля кандалами цепочек дверных". Петербург - тоже один из персонажей в музыке Д.Ш.). Еще следует вспомнить, что самое прямое отношение музыка Д.Ш. имеет к творчеству Гоголя.  Кстати, демонология Шостаковича по прежнему актуальна. Довольно давно я уже здесь писал, что цивилизация нейтрализовала фашизм (это один из принципов нашего времени: если нам мешает нечто деструктивное, давайте мы его разрешим в разумных пределах и понемножку), однако продолжает существовать с ним в симбиозе. Поэтому очень многие явления современной массовой культуры, и, что хуже, человеческих отношений, - оттуда, и узнаваемы, в частности, благодаря музыке Д.Ш.. На последующие замечания, что, мол, это "было всегда", скажу сразу, что несогласен с этой точкой зрения. Есть много примеров в литературе и философии начала века, показывающих, до какой степени к этому роду бесовщины были неготовы.   По поводу 8-й Малера я имел в виду, что есть люди, появление которых приводит в движение всю предыдущую историю. И Фрейд - один из них, с отрицательным знаком. С этой точки зрения он является носителем демонического начала, которое, встраиваясь в наш опыт, создает невидимую и прочную оболочку, незаметно меняющую угол нашего зрения. Показательна трогательная привязанность к фрейдизму со стороны "гуманитариев", что можно видеть, например, в случае Бертолуччи или нашего современника П.Альмодовара (в кино). И это при том, что фрейдизм определенно опровергнут новейшей нейрофизиологией.
Что Вы имеете ввиду ? Как это опровергнуто ? (Если это оффтопик, ответьте мне лично - это интересно)
Однако всё равно, при том будучи антифрейдистом, я не всегда могу избавиться от диктуемых им норм восприятия.   Рудольф Гейдер,  rh@aha.ru
Alex Vinokurov
     mailto:vinok@ispras.ru
     http://www.ispras.ru/~vinok
  >? ?