Subject: [club-l] Педагогика и к кому пойти учиться


Привет всем! :)
> -----Original Message-----
> From: owner-club-l@pinochet.cityline.ru
> [mailto:owner-club-l@pinochet.cityline.ru]On Behalf Of Iakov F. Poudalov
> Sent: Friday, May 15, 1998 1:30 PM
> To: club-l
> Subject: [club-l] Re: [club-l] Зачем мне - к Графу Муржа

> > За этим именем стоит, как минимум, ученик Бочковой Ирины Васильевны, 
со
> > всеми отсюда вытекающими.
> 							???
> 	Если это антирекомендация, то назовите, пож. (мне  действительно
интересно  было бы узнать), кто из нынешних > преподавателей скрипки в
консерватории или где еще в Москве заслуживает всяческого доверия?

	Какая антирекомендация, Боже упаси меня от оценок в это области, я ж еще
консерваторию не закончил! :))) Это просто констатация факта. И тем более
некорректен в этом смысле вопрос, кто из педагогов заслуживает _у меня_
доверия..
	Теперь серьезно, но сразу оговариваюсь, что это лично моя, внутрення точка
зрения, не позиция издания и не для дальнейшего разглашения..:) "... мне
порукой Ваша честь, и смело ей себя вверяю.." Так вот, извините, конечно, 
за
прямоту, но на мой взгляд, на скрипично-альтово-виолончельно-контрабасовой
кафедре в консерватории сейчас нет НИ ОДНОГО педагога, которого можно было
бы без оговорок назвать заслуживающим доверия. Есть приличные музыканты.
Есть педагоги, которые "не испортят". Но не более. Струнная педагогика
сейчас в Москве - вообще жалкое зрелище. В моем понятии (возможно, я и не
прав) педагог - личность, способная не только научить студента правильно
держать скрипку и т.п., это многие могут. Самое-то важное научить
самостоятельно думать, не компилировать находки с чужих записей и не слепо
следовать рецептам педагога, а самостоятельно читать ноты и видеть в них,
во-первых, волю автора, а во-вторых, возможность для самовыражения, не
разрушая при этом авторских идей. Звучит-то это все просто и банально, но 
на
то, чтобы научиться этому люди тратят десятки лет.
	Если бы у меня был маленький ребенок, которого я бы хотел отдать учиться
играть на скрипке, я бы повел его в Мерзляковскую школу к Алле Викторовне
Вандышевой или к Марине Иосифовне Кессельман. Это не идеальные педагоги, 
но
это как раз тот случай, когда действительно аппарат поставят, и потом не
испортят. Дальше, в консерватории, лучше всего учиться на скрипке у Майи
Самойловны Глезаровой. Можно у концертмейстера Большого театра Гершенко.
Видимо, можно у Третьякова или Федотова, которые, правда, не часто
появляются в Москве. Первая - профессиональныйф педагог. Трое -
концертирующие музыканты. И вот вам дилемма: Глезарова прекрасно будет
следить за аппаратом, но ни черта не сделает для того, чтобы воспитать из
человека хотя бы просто приличного музыканта. Эти трое могут во время своих
наездов в Москву устраивать мастер-классы, но мастер-класс - это не
педагогика, это что-то другое.
	Категорически нельзя учиться у Грача или Бочковой. Почему - см. мою
рецензию на концерт Грача и его класса в прошлом сезоне в разделе "рецензии"
на ММВ.
	Это такие хаотичные отрывочки. Если посмотреть выше, то проблема состоит 
в
следующем: в Москве и в России в данный момент нет общего направления, в
котором бы двигался педагогический процесс. Возможно, это примета времени,
когда все думают о карьере, а об учениках - нет. Но факт остается фактом:
отсутсвие исполнительской "школы", каких-то общих целей у педагогов в
национальном масштабе есть вполне явное зло, с которым неизвестно как нужно
бороться.
	Подозреваю даже, что, постоянно наблюдая вокруг ситуацию, когда
"профессиональные" педагоги типа Грача целенаправленно превращают своих
учеников в дилетантов, Кессельман или Глезарова не считают "музыку" и
"технологию исполнительства" единым целым НЕ по причине своей
ограниченности, а потому, что они осознанно или не осознанно стремятся
сохранить хотя бы внешние признаки профессионализма в своих студентах.
	Как бы там ни было, факт упадка "на лице". Не знаю, ответил я на Ваш
вопрос, Яков, или нет. Если нет - давайте беседовать дальше.
	Кстати, мне кажется, что по поводу педагогики вообще и педагогики в
консерватории в частности мог бы много интересного рассказать Лидский, благо
никто, кроме меня здесь его лично никто не знает. :)

> > К несчастью для многих, чтобы добиться успеха, надо больше всего
> > думать своей головой. Это везде так, насколько я понимаю..
> 	Если выходить  в "первые" смычки. А так чтобы просто
> действительно очень
> здорово играть, наверное немало использовать можно накопленного мирового
> исполнительского опыта. Мне почему-то кажется, что процентов 90, а ?
Не-а! ;) Все равно, что значит "просто здорово играть"? Что толку повторять
то, что до тебя уже сказано? Прсто, чтоб глаза всем мозолить? Так выгонят
все равно...

Boris Lifanovsky X:\>
E-mail: boris@doubt.com ICQ#: 3182176
Moscow Music Herald: academic music on-line
URL: http://www.mmv.cityline.ru E-mail: mmv@cityline.ru
╖▄{