Subject: [club-l] Re:musica viva,orgels


>>
Здравствуйте !

//(кстати, не побоюсь Лидского
//и скажу, что в музыкальных кругах этот оркестр проходит под кличкой
"Музыка,
//пиво!" ;)
Борис Лифановский.
  Хорошо, какой из активно концертирующих СЕЙЧАС в Москве КАМЕРНЫЙ
оркестр лучше, и чем ? Я уже писал, что, если сравнивать, например, с
лучшими записями, то на концерты можно в принципе не ходить. На
обсуждаемом концерте, во-первых, оркестром дирижировал не Рудин (с
оценкой Вами дирижерских качеств которого я полностью согласен), а
дирижер, значительно превосходящий его по уровню. Во-вторых, исполненные
на концерте сочинения были технически очень простыми - и правильно, что
музыканты адекватно оценивают свои возможности. И в результате концерт
очень даже можно было слушать. Потому что, например, на концерте 7 мая
?.Головчин полез на стену и попытался исполнить органный концерт
Пуленка(с О.Янченко и светлановским оркестром), и вылилось это в
зверское издевательство над публикой.

//Как вы его не называйте, продюсер или звукореж, но от него запись
зависит
//как ни от кого другого, включая исполнителя.

  К слову, анекдот. Зв-реж смотрит, как мучается посредственный скрипач
и не выдерживает: ладно, гамму сыграйте, а остальное я сделаю сам.

//Правда, вот раньше записи почти никак не редактировали, и это,
пожалуй, было лучше.

  Ухудшение звучания записей в 70-х годах было связано с безудержным
применением полимикрофонной техники. Когда суммируется сигнал с
нескольких микрофонов, средний зв-реж может легко улучшить баланс, но
при этом совершенно убить тонкие детали тембра и динамические нюансы,
т.к. система микрофонов выполняет роль фильтра. Сейчас, с появлением
качественной цифровой техники, имеется возможность полноценно устранять
нежелательные эффекты. Поэтому, начиная с 90-х гг., качество запмсей
опять резко пошло вверх. Пример(первое, что приходит в голову):
Penderecki, St.Luke passion, ARGO (DECCA) 430 328-2, 1990 г. Ощущение
холодного, жуткого средневекового зала просто кожей чувствуется, запись
практически идеальная!

//Кстати, под этим соусом можно обсудить вечную тему: "что лучше - винил
или CD".

  Уже писал: если CD-проигрыватель дешевле примерно $1000, то винил.
Если нет - наоборот. СД фирмы "Мелодия" звучат просто безобразно: муть,
тупая микродинамика. Поэтому покупать переиздания пластинок стоит только
для того, чтобы пластинку не запилить.

//Теперь еще один вопрос к знатокам, в первую очередь к студентам и
//выпускникам Консерватории. Я начал сомневаться в том, что я правильно
//понимаю понятие "камерная музыка".

  Только что дошло, что смутило А.Андреева. КАМЕРНЫЙ оркестр исполняет
СИМФОНИЮ Гайдна. Т.е. если она симфония, то музыка любо должна
называться симфонической, либо надо уточнять, например, Э.Денисов -
"Камерная симфония". "А в бумажке написано: Индира Ганди"(анекдот про
Брежнева), т.е. в программке: "Академический КАМЕРНЫЙ оркестр Musica
Viva", на чем я и попался, как Леонид Ильич.

//---- subj: орган КЗЧ
------------------------------------------------------------

//Было дело, на одном из концертов (правда, это было уже достаточно
давно) в
//середине 1-го отделения концерта у органа ни с того ни с сего
зазвучала
//противная язычковая труба.

  На концерте С.Дижура(очень почитаемого мной органиста) внутри органа
что-то вообще отвалилось, и, пока он спешно не поменял регистр, вовсю
свистел выходящий воздух. Клапаны там вообще постоянно западают -
конструкция такая. Что делать - этот инструмент требует, чтобы его
чинили непрерывно. А ведь там, если не ошибаюсь, около 6000 труб...

  Да и не в этом дело! Послушайте почти любой старый европейский орган.
Кроме формальной стороны его тембра, есть еще мягкое, бездонное
какое-то, струящееся звучание, очень утонченное, которое очень сложно
словами описать. И достижение такого звучания и его анализ(это я уже со
своей колокольни) исключительно сложны, т.к. это вещи очень
трудноуловимые. И это есть главная сторона настоящего органа, между этим
и нормативным тембром инструмента вроде КЗЧ - бесконечная дистанция. 
  А в Москве таких инструментов нет! Органы КЗЧ и музея Глинки - это
порно; единственный приличный инструмент - орган БЗК, но он не очень
удачно установлен: т.е., сделано все что можно, но мало места. Орган
должен быть установлен высоко, посмотрите, например, зал Берлинской
филармонии. Там орган менее "знаменитый", но звучит, по-моему(судя по
записям) красивее. Возможности других московских органов, менее крупных,
очень недостаточны.

  Чтобы изложить те представления об органе, которых я придерживаюсь,
пришлось бы очень много написать, поэтому, несколько ссылок, так
сказать, на первоисточники:

  А.Швейцер. Жизнь и мысли. М.,Республика, 1996. стр.44-52 "Об
органостроении" - обязательно прочитайте!
  Internationales Regulativ fur Orgelbau. Wien-Leipzig, 1909 (есть в
РГБ).

  Интернет (то, что под рукой лежит, не самое лучшее):

  http://nersp.nerdc.ufl.edu/~bodinew/                  - популярный
рассказ об устройстве органа, хорошо оформлен, ссылки, литеература.
  http://www.aq.upm.es/organ/iof.htm                    - International
organ foundation
  http://members.aol.com/ReinerJank/home-de.htm#artikel - подробный сайт
с очень большим количеством ссылок


//Каков смысл применения секвенсера? Он запоминает последовательноть
событий,
//отражающие нажатия клавиш, переключения регистров или что-то еще?

  Последовательность нажатия клавиш и переключения регистров. Клавиши
секвенсера(блестящие круглые педали) находятся под ногами органиста, в
глубине кафедры, по обе стороны от привода жалюзи и регулятора давления.

>Ага! Михаил, как же ты мог забыть о "кукушечке"?  :))  Обработка, кстати,
>тоже маэстро. Да, было дело. Кто написал это только я не помню.

  Написал тоже, так сказать, маэстро(извините-не могу к Гродбергу
спокойно относиться). Он до сих пор на бис кукушку играет? Ох, давно
дело было, я моложе, я лучше, кажется, была.

  С уважением, Рудольф Гейдер.
  rh@aha.ru╒▄{