Subject: [club-l] ReRe: musica viva, flute, Grodberg


>>
Здравствуйте!

//а исполнение 7-ой симфонии Брукнера - одно из ярчайших впечатлений все
моей жизни (об
//этом я уже писал на лист).

  Концерт Мазура я прощелкал(из-за работы), но слышал многие симфонии
Брукнера в его исполнении в записи. Лично мне очень интересно, как Вы
относитесь к Брукнеру в исполнении Геннадия Рождественского ? (Это как
раз моя любимая версия Брукнера; мне кажется, что Геннадий Николаевич в
интерпретации Брукнера глобально очень многое изменил; когда он активно
Брукнера исполнял, в 80е годы (цикл из всех симфоний в разных редакциях,
в БЗК и на студии(*)), это, как мне кажется, очень хорошо ощущалось).
  В связи с этим еще вопрос: в начале 90х Г.Рождественский записал на
"Мелодии" все симфонии Скрябина. Кто-нибудь слышал эти записи и были ли
они изданы ? Не думаю, что они бы мне понравились больше Светланова, но
послушать версию дирижера такого масштаба нельзя было пропускать.

(*) Кстати, цикл симфоний Брукнера был записан лучшим, на мой взгляд,
отечественным звукорежиссером - С.Пазухиным. Мистическая, волшебная
атмосфера на этих пластинках - именно его рук дело. Несколько записей из
этой серии сделаны И.Вепринцевым, т.е. кто хочет, может посмотреть,
какое влияние на запись имеет звукорежиссер (или, как по-современному
называет эту профессию А.Андреев, продюсер).

//К сожалению не смог вырваться на этот концерт.
//Хотелось бы услышать подробней о музыке и исполнении.

  Нормальный концерт был, для студентки. Понимаете, студент он...
учится, и разбирать, что там было да как не совсем к месту, мне,
чайнику, тем более.
  Программа:
  Л.Берио,     Секвенция для флейты соло(1958).
  Ф.Мартен,    Баллада для флейты и ф-но(1939).
  Й.Хартман,   Соната -"-, ч.1 (1825).
  Э.Боцца,     "Agrestide" -"- (XX век).
  К.Нильсен,   Концерт для флейты с орк., переложение для ф-но(1926).
  С.Прокофьев, Соната для флейты и ф-но.

  Программа была, как видно, интересная и разнообразная, я, например,
кроме пьес Берио, Боцца и Прокофьева все остальное слышал в первый раз.
Сочинения Матрена, Хартмана и Боцца - это короткие концертные номера
"абстактного" плана, т.е. основанные на раскрытии возможностей флейты
как "инструмента в себе". Эти сочинения и Секвенция Берио(основанная на
подобной речи артикуляции инструмента последовательность харАктерных,
разных по настроению фраз; это нетрудное для восприятия произведение, не
запутанное, как Corale, например; подобное Voci, Народным песням) были
исполнены очень неплохо, очень понравилось; Мартен немного хуже.
Последние два сочинения более продолжительны по времени и, видимо,
представляли из-за этого бОльшую трудность. Соната Прокофьева была
исполнена, по-моему, хуже всего. Но концерт был все равно интересный,
слушать очень даже можно было. Я.Кацнельсон играл очень хорошо, кроме,
опять-таки, Прокофьева.

//А ведь был Мазур недавно, и билеты были очень дешевые...

  Ну, это благодаря спонсорам, а все это имеет предел. Недавно
Г.Рождественский говорил, что серьезная музыка испытывает, так сказать,
"экономический кризис". И не только у нас, но и за рубежом. Этим
объясняется сильный крен даже таких сверхсерьезных музыкантов, как
Башмет, в сторону шоу-бизнеса. Борис это осуждает, и, РАЗУМЕЕТСЯ,
правильно, но причины этого не в том, что Башмет "плохой".

//Многое Гродбергу удалось "вытащить" из органа, ведь из органа
//в КЗЧ сложно "вытащить" что-либо хорошее.

  Гродберг просто обязан что-либо вытаскивать из этого чудовищного
органа, так как он был руководителем работ по его постройке, и вложил в
него все свои ..шие качества, т.е. большую склонность ко всяческим
цирковым фокусам. В частности, с его подачи в орган был включен
секвенсер (находится над педальной клавиатурой) - ни разу не видел,
чтобы кто-нибудь кроме него этим пользовался. Полагаю, что с его стороны
так авторитарно подчинять своим воззрениям всех остальных мучеников
этого инструмента было очень некрасиво. Когда я читал труды Швейцера и
Кавайе-Коля (в РГБ есть старое издание 18хх годов) по органостроению, то
просто поражался, насколько последовательно Гродберг ВС╙ сделал
наоборот.
  Как можно что-то положительное вынести из КЗЧ, я, честно говоря, не
понимаю: сейчас этот орган, который давно не приводили в порядок, похож
на агонизирующего монстра : свист, хрип какой-то предсмертный. Видимо,
только профессиональный музыкант может как-то это отделять.

  С уважением, Рудольф Гейдер.
  rh@aha.ru≥╗?