Назад

Главная страница

 

  “Орфей” спускается в ад

 От редакции "Российской музыкальной газеты". Среди множества радиостанции, населяющих наш эфир, есть одна совершенно особенная - "Орфей". Ее роль в культурной жизни страны переоценить невозможно. Мы не раз писали о подвижническом труде работников радиостанции, в условиях хронического безденежья нашедших в себе силы не изменить классическому музыкальному репертуару. Однажды "Орфей" из-за нехватки средств оказался даже на пороге закрытия. В сущности, жизнь этой радиостанции никогда не была легкой. Все ее проблемы люди несведущие относили на счет недофинансирования. Однако недавно в среде меломанов поползли слухи о том, что и в коллективе радиостанции не все, мягко говоря, гладко. Mamepuaл, который мы публикуем, если не развеет слухи, то хотя бы отчасти определит позиции сторон. Это - письмо, которое принесли в редакцию сотрудники "Орфея". По их просьбе мы не называем их имен. Почему? По прочтении письма этот вопрос будет снят сам собой. Факты, которыми оперируют авторы, как нам представляется, не столько предмет для журналистского расследования, сколько оперативный повод руководству ФСТР для наведения порядка на "Орфее". Впрочем, мы всегда открыты для полемики и готовы выслушать противную сторону. В любом случае надеемся, что наши посильное участие в деле установления справедливости пойдет на пользу радиостанции и ценителям классической музыки.

  ...По сути тучи над "Орфеем" стали собираться давно. Само существование программы классической музыки в прошлую эпоху не омрачалось серьезными катаклизмами - не в силу особенной любви властей к классике, конечно, а скорее по благопристойной традиции: подобные государственные вещательные компании, деятельность которых направлена на пропаганду высокого классического искусства. Вo всем мире законно являются объектами национальной гордости - наравне с памятниками зодчества, театрами или музыкальными коллективами, и не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы сообразить, насколько важна культура державе хотя бы как “вывеска”, создающая образ цивилизованного государства. Были, конечно, и полуголодный паек, и убийственно “ценные” указания, но настоящий гром загремел в эпоху больших ревизий, с их "новым мышлением". "Народу это не нужно (!)", - именно так, в лучшем стиле советских функционеров, заявил один из руководителей компании "Останкино", в ведении которого как раз и находился "Орфей". Разумеется, "народ" имел иное мнение - в спасении любимой станции участвовали не только ее сотрудники, но и радиослушатели. Многолетняя борьба закончилась полной победой "демократии": ныне "Орфей" - юридически самостоятельная организация, но с госфинансированием. Надо ли расшифровывать, что означает последнее слово в современной России? Надо ли детально, с цифрами, доказывать, что средств на самое скромное функционирование катастрофически не хватает? 

Весьма неприятно и то, и что желанная свобода обернулась палкой о двух концах. Речь идет прежде всего о музыкальных записях, этом насущном хлебе любой радиостанции. Фонд записей бывшего Гостелерадио, некогда структурного подразделения большой организации, ныне также является самостоятельной единицей и отнюдь не желает бесплатно делиться фонограммами с бывшими коллегами. А ведь именно на этих записях и базировалось само существование «Орфея» Цены же, по которым отпускается “товар” для бюджетной радиостанции совершенно недоступны. В результате мы не имеем возможности даже услышать вновь лучшие передачи прошлых лет, хотя они созданы сотрудниками "Орфея" и по всем нормам, божеским и человеческим, являются их интеллектуальной собственностью! Как же в таком случае вообще существует "Орфей"? Признаемся, непонятно. Видимо, так же, как чудом выживают эти никому не нужные пенсионеры, которые по всем расчетам давно уже должны бы помереть с голоду. Сотрудники добывают записи разнообразными путями, работают с меломанами, что-то присылает заграница... Но такой ли фонд необходим станции, вещающей 18 часов в сутки? Отсюда и кое-как составленные программы из того, что оказалось под рукой, и повторы... А меж тем "Орфей" представляет нашу страну в ЮНЕСКО и должен спасать лицо равнодушной к нему державы.

И еще одна проблема. "Орфей" всегда находился на положении пасынка российского эфира - классика всегда была "ниже" уровня его высоких кураторов. Вообще-то передавать настоящую музыку следует в сверхвысокочастотном "метровом" диапазоне, методом "частотной модуляции", как выражаются специалисты, - только в этом случае возможна высококачественная стереофоническая передача. Таких диапазонов в нашем эфире два: старый "советский" УКВ и недавно освоенный FM с более прогрессивной стереопередачей. Радиорынок сейчас заполнен зарубежными приемниками и тюнерами, способными работать лишь в FM-диапазоне, а качественных приемников УКВ практически не осталось. FM быстро заполнили многочисленные коммерческие станции, неотличимые друг от друга как доллары, и способные произвести опустошение в голове не хуже телевизора - сплошная надоедливая реклама, перемежаемая однообразной "попсой" в стиле «тыц-тыц». Вы уже догадались, что "Орфею" в новом диапазоне места не нашлось?.. Есть у "Орфея" и запасная волна в диапазоне средних волн, вернее, была: радиостанция на 738 Кгц перешла в частные руки, а "Орфею" досталась старая маломощная развалина на 1152 Кгц, сигналы которой даже в Москве трудно поймать: в лучшем случае на этой волне можно послушать политического обозревателя, а для музыки она совершенно непригодна. Прибавьте к этому, что на единственную УКВ волну "Орфея" уже не раз покушались, и нет никаких гарантий, что место Моцарта и Шостаковича не займут прокладки и подгузники с Машей Распутиной в придачу.

Увы, беда не приходит одна. Все эти внешние неурядицы находятся в тесной связи с внутренними - "Орфей" тяжело болен. Свобода и самостоятельность сыграли еще одну злую шутку: после победы в борьбе за существование коллектив, полный эйфории, провел первые свободные выборы руководителя, и результат оказался поистине роковым. На выборах кандидатура Ольги Анатольевны Громовой устроила всех: музыкальный редактор, охотно согласившийся взвалить на себя непривлекательный бумажный груз администрирования; скромная, но энергичная и коммуникабельная женщина.

Именно г-жа Громова безнадежно испортила отношения с Телерадиофондом, который был готов обсудить взаимоприемлемые условия сотрудничества. Именно она не проводит давно назревшую техническую модернизацию станции, в том числе и освоение FM-диапазона. Основа любой редакции (и не только) – это, прежде всего, крепкий коллектив профессионалов-единомышленников, сплоченных общей интересной работой. Сильной стороной "Орфея" всегда были именно кадры, и как раз сюда и направила главный стратегический удар директриса - на борьбу с людьми, которым она обязана буквально всем вплоть до избрания.

Каждую передачу делает множество специалистов, но "держится" она, по сути, на музыкальном редакторе, от замысла и до воплощения, кроме сугубо технического. Ныне музредакция практически разогнана: тем или иным способом выставлены бесценные специалисты и даже хорошо известные слушателям внештатники Олег Шишов, Геннадий Голубин, Дмитрий Ухов и так далее. Невероятно, но сейчас 18 ежедневных часов обеспечивают всего 7 (!) редакторов при норме в 30. И при этом 400-, 500-процентная выработка - за ту же "зарплату", напоминающую, скорее, пенсию. Та же ситуация и на "командном пункте" станции - Службе проектирования и оптимизации эфирных форматов: бывало, что один работал за шестерых. Сейчас на радиостанции нет ни одного звукорежиссера эфира (!). Зато на горстку работников "производственной сферы" приходится сонм синекур "для родных и близких", в том числе аж три шофера, основной функцией которых является обслуживание персонального транспорта начальства.

Разумеется, не стоит видеть в разрушении уникальной радиостанции происки мифических вредителей. Диагноз прозрачен и банален: неуемная тяга к тому презренному металлу, с которым у людей неразвитых прочно ассоциируется понятие о жизненном благополучии вообще. Оказывается, и в бюджетной сфере можно очень неплохо "крутиться"! А за бортом оказались все те, кто посмел хотя бы заикнуться о безобразных порядках на станции, в том числе и о финансовых делах, либо просто осведомленные, но потенциально "ненадежные" люди, например, активно привлекавшие спонсоров. Как же распределялась “гуманитарная помощь”? Да как всегда у нас! Редактор Ольга Шевцова наладила творческий контакт с японской фирмой Denon, в результате чего на «Орфей» поступило не менее 13000 долларов США. Куда делись эти деньги, сотрудники не знают. Шевцова уволена "по собственному желанию". Редактор Марина Головчина организована праздничный концерт ГАСО п/у Е.Светланова с трансляцией на Германию, причем под совместную акцию представители "Дойчланд Радио" выделили как минимум 10000 марок. Судьба денег неизвестна. Головчина уволена, а ее заслуги г-жа Громова публично приписала себе. Редактор Татьяна Сидорова завязала сотрудничество с Голландским Радио, в результате чего "Орфей" получил цикл прекрасных передач и 15000 долларов, а затем еще 6000. Денег, судя по всему, нет, Сидоровой тоже Инициатива наказуема? Конечно, причем буквально. Любовь Беднова "ушла" единственно за организацию контактов с Московской Патриархией и ныне живущего цикла "Христианский православный час”. Цель директрисы опять же прозрачна - присвоение чужих заслуг (в то время она активно "зарабатывала" себе на звание заслуженного работника культуры). Все это лишь малая часть примеров. Скажем, после ликвидации компании "Останкино" радиостанция "Орфей" как совладелец должна была получить часть имущества, а сотрудник выходное пособие в размере от одной до четырех тысяч рублей. Ни того, ни другого никто не видел (кроме кое-какого старья, даже подлежащего списанию), однако после раздела уволились завхоз и главный бухгалтер, последняя, кстати, в предпенсионном возрасте (и в крайне стесненных материальных обстоятельствах). Однако если вы полагаете, что кадровые работники "Орфея" просто-напросто не поделили с "госпожой" доходы, глубоко заблуждаетесь, хотя дифференциация зарплаты просто поразительна; скажем, за февраль с.г. три сотрудницы Службы проектирования получили при двойной тройной нагрузке всего по 600 рублей, а начальница выписывает себе премию (?) в 3400 рублей. Но нужно знать наших людей, самозабвенно отдающих свои силы служению самому высокому из искусств. Еще нетерпимее для них удушающая атмосфера на радиостанции, от которой не спасает и "внутренняя эмиграция". Атмосфера полной зависимости, ничем обоснованных выговоров и истерических разносов, слежки и стукачества. Сотрудники вынуждены писать сами на себя унизительные ежедневные доносы (где был, что делал). Наконец, в последнее время депо дошло до объявления войны профсоюзу, опять же с прямыми нарушениями законодательства. Дело в том, что «Орфей» должен вот-вот войти в новообразованную холдинговую компанию электронных СМИ, что для г-жи Громовой чревато ограничением самовластья, вот и торопится она избавиться от последних свидетелей своей "деятельности", готовая утянуть собой в “гражданское небытие” всю станцию. «Орфей» надо срочно спасать!

© 1999, Культура


Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.