Назад

Главная страница

 

  
 «Орфей», ты чей?»

 Несколько лет тому назад музыкальная общественность была взбудоражена вестью о скором закрытии единственной некоммерческой государственной радиостанции классической музыки “Орфей” - всех любителей классического наследия и подрастающее поколение ожидала участь лишиться единственного общедоступного источника высокой культуры. Тогда радиостанцию общими усилиями удалось отстоять и добиться целевого финансирования ее работы, пусть и крайне скромного. И вновь кипят страсти вокруг “Орфея” - на станции непорядок. Даже рядовые слушатели, далекие от вещательной и музыкальной “кухни”, все чаще замечают: передачи стали хуже, то и дело эфир портят различные накладки, срывы, частые повторы программ, а главное - исчез тот радостный дух творческих открытий, который особенно отличал “Орфей” от коммерческого вещания. Продолжая тему, поднятую газетой “Культура”(No.21, 17-23 июня 1999г.), мы хотим ознакомить читателей с проблемами радиостанции. Видимо, вышестоящим инстанциям пора серьезно разобраться с положением дел на станции и сделать конкретные выводы. 

***

На станции творится сущий кошмар - такое убеждение я вынес из общения с сотрудниками “Орфея”, хотя винить им вроде бы некого, кроме... самих себя. Пройдя через “перестроечные” испытания и борьбу за право на жизнь, обретя самостоятельность и веру в будущее, коллектив станции первым делом избрал руководителя, выдвинув из своих рядов музыкального редактора Ольгу Анатольевну Громову, согласившуюся на малопривлекательную для музыковедов административную работу - “возиться с бумажками”. Чего еще желать - свой человек, соратник... Помните историю с первым Генеральным секретарем компартии? С этим тихим, незаметным любителем документации и делопроизводства? Кто же знал тогда, что этот “друг, товарищ и брат”, забрав власть, превратится в чудовище, пожравшее тех, кто его породил? 

“Сталин в юбке” - это отнюдь не моя острота, равно как и мысль о том, что истории свойственно повторяться в пародийно-жестоких фарсах. Несмотря на разницу в масштабах, мини-карьера Генерального директора радиостанции не менее показательна - в ней, точно в маленьком дамском зеркальце, наглядно отразилась актуальнейшая российская проблема: сколько же зла может принести всему обществу человек, радеющий исключительно о собственных интересах, даже если он облечен самой небольшой властью! Все общество - это мы с вами, любители Чайковского, либо просто любители пива, но, прямо или опосредованно, страдающая сторона в атмосфере растущей бездуховности. Личные же интересы такого чиновника - тривиальны и стандартно-примитивны: деньги. Не будем сейчас останавливаться на всех финансовых манипуляциях руководства станции; наша статья - не кляуза, тем более что, может статься, скоро и доказать ничего уже будет нельзя: я сам видел составленную задним числом филькину ведомость по расходованию средств, полученных от спонсоров в лице Голландского Радио. Возможно, сейчас, когда стали вскрываться внутренние безобразия, подобные “тугаменты” будут поставлены на поток. Но и в этом случае не все так гладко: основные (непомерные) суммы списаны на ремонт и расходные материалы - поди проверь! Да еще на аудиторов, дабы избежать плановой ревизии. 

Однако самое интересное не в этом. Основа музыкальной радиостанции - разумеется, музыка, то есть звукозаписи. Многие уже знают о бедственном репертуарном положении станции - фонд записей “Орфея”, целиком помещающийся в небольшой комнате, в массе своей составлен из ЛИЧНЫХ записей сотрудников, и сюда стоит прибавить подарки меломанов, звукозаписывающих фирм, и других; но ни на казенные, ни на спонсорские деньги начальство ни разу не удосужилось приобрести хоть какой-нибудь дешевенький компакт-диск! Второй “кит”, на котором стоит радио - это звук; а меж тем старое оборудование станции, к тому же работающее на задворках эфира, абсолютно недостойно транслируемых произведений, да и просто часто служит причиной брака, но и этот вопрос, похоже, совершенно не интересует руководство станции. Таким образом, нарушено действующее Положение о спонсорстве, согласно которому поступающие средства должны расходоваться непосредственно на улучшение “эфира”. А страдает от такого “хозяйствования” прежде всего тот самый радиослушатель, ради которого все и затевалось. “Мы хотим делать интересные и качественные передачи”, - удивительно, что это понятное желание, да и сама любовь к музыке еще не раздавлены в душах сотрудников гнетом вечных мелких проблем типа “где найти чистую пленку?”. Но выношенные замыслы, яркие идеи, маленькие открытия - то, что и являлось всегда ЛИЦОМ “Орфея” - так и остаются нереализованными. Исчезают навсегда. Крутить по радио пластинки? - да таких диск-жокеев и так девать некуда! И не того ждет от знаменитого “Орфея” бесконечно терпеливая аудитория.

Впрочем, о том, как распоряжаются на станции “нежданными” деньгами, уже писалось. Не столь эффектный, но стабильный доход - произвольное и нецелевое расходование бюджетных средств, проще говоря, обкрадывание собственных сотрудников. Основной заработок последних - это не символический оклад, а система премиальных, которыми гендиректор распоряжается совершенно произвольно, как собственным карманом. Второй рычаг управления - задуманная Громовой система договоров, согласно которым работники лишены самых элементарных прав, положенных по закону: с ненормированным рабочим днем, без отпусков, без бюллетеней и... “без права переписки” - действия администрации обжаловать не положено, хотя прямо об этом, конечно же, не сказано. Разумеется, такой “контракт” может быть расторгнут начальством по любому формальному поводу. 

Но почему же обо всем этом и многом, многом другом, чему место совсем не в газетной статье, становится известно только сейчас? Передо мной лежит бланк потрясающего документа, за которым встает рожденный в горячечном бреду образ некоего кафкианского полицай-государства. Называется сей плод чиновничьей фантазии “Обязательство о неразглашении коммерческой тайны” и содержит аж восемь пунктов, один страшнее другого, а завершается так: “Мне известно, что нарушение этих положений может повлечь уголовную, административную, гражданско-правовую или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ, в виде лишения свободы, денежного штрафа... и другие наказания”. Напомним, что речь идет о государственном учреждении с нищенским и в теории прозрачным бюджетом, но, кажется, ни один работник номерного предприятия, ни один Исаев-Штирлиц ничего столь грозного не подписывали. Абсурд? Нет, лишь один штришок из многих, да к тому же не самый яркий. Осенью прошлого года Громова пригласила на станцию сотрудников милиции с целью поголовного снятия у всех сотрудников отпечатков пальцев и стопы (sic!). Но этого, видимо, мало для ощущения собственной безопасности. Как учил Великий Вождь, ключ к управлению (точнее говоря, к правлению) - кадровая политика, а главное правило такой политики - “нет человека - нет проблемы”. 

Вот мы и подобрались к третьему “киту”радиостанции - кадрам. С начала громовского понтификата разогнано три четверти коллектива; и добро бы только “критиканов”. Нет, выставлены посвященные в финансовые дела станции, в том числе и энтузиасты, добывавшие спонсорские средства. Плюс все те, кто по тем или иным причинам “не вызывает доверия” - а таковых в любом тоталитарном государстве, разумеется, подавляющее большинство. Особенно среди “гнилой интеллигенции”, то есть тех, кто непосредственно делает передачи - не беда, что передачи некому технически обеспечивать, не беда, что музыкальные редакторы (бывшие коллеги и учителя!) работают взамен выбывших, с 4-5-кратной перегрузкой, из последних сил пытаясь собрать расползающийся “эфир”. Зато на станции появилась куча каких-то бесполезных личностей - хорошо прикормленные, а главное - стопроцентно “свои” люди. А если нещадно эксплуатируемого (к тому же бесплатного!) энтузиазма ну никак не будет хватать, тоже не беда - других наберем. “Незаменимых людей нет”...

Ой, так ли? Всякий ли, даже образованный человек, может претендовать на звание специалиста? Тот же музыкальный редактор радио “Орфей” должен не только иметь высшее музыкальное образование, но и обладать всеми навыками журналиста - быть хорошим литератором и интервьюером; совершенно особый талант - умение работать в эфире, чувствовать незримую аудиторию и внутренний темп передачи, оперативно реагировать на внештатные ситуации. Наконец, творческий сотрудник “Орфея” должен настолько самозабвенно любить музыку, чтобы просто-напросто работать за такую зарплату...

Я, наверное, все же оклеветал уважаемую Ольгу Анатольевну, обвинив ее в голом прагматизме. Не чужды ей и тихие духовные радости, в первую очередь утеха всех диктаторов: слава и власть. В основе первого - присвоение интеллектуального труда и прочих заслуг сотрудников. А читать все эти самохарактеристики и панегирики карманных подхалимов смешно и противно; лейтмотив один - “всеми своими победами мы обязаны гению Великого, Любимого и т.д.” Если все же зажать нос и прочесть эти опусы (для пародий они несколько длинноваты), то понимаешь: г-же Громовой впору звание академика давать, а не простого Заслуженного работника культуры. Даром что начальница НИ РАЗУ не вышла в эфир с художественной передачей, да и вообще может по месяцу не выходить на работу. (Для остальных - жесткий табель и почасовой отчет). Но слава - это пустячок, милая маленькая слабость, хотя из-за нее многие кадровые сотрудники расстались с работой. Куда интереснее - власть! Человеку нормальному, здоровому, трудно понять, что это за наркотик; разве только “авторитету из зоны” не надо объяснять, как пьянит чувство полного господства над душами и телами ближних. Все это настолько дико, что напоминает ирреальную атмосферу фантастического триллера: милые, добрые, интеллигентные люди, живущие в мире изысканных созвучий, - и помещенные в “исправительно-трудовой” лагерь, под занесенные кнуты, главным из которых сама Громова считает угрозу лишения любимой работы. КЗОТ? Профсоюз? Какие пустяки! А в самом крайнем случае “подозрительного” сотрудника можно просто выжить - домохозяйку с коммунальной кухни не надо учить, как это делается. Лучше всего об этом скажет текст одного заявления, которое стоит привести целиком.

“Прошу уволить меня по собственному желанию, так как работать в колонии по перевоспитанию взрослых людей, - это то, во что превратилась р/с “Орфей” под Вашим руководством, - не могу и не хочу. Не владея фактической информацией о занятости и о результатах труда своих сотрудников (конкретика Вам не нужна), генеральный директор довольствуется донесениями “верных” людей, что очень приветствует и одобряет. Вся кадровая политика сводится не к подбору профессионалов, а “своих” людей. Неповиновение регулируется премией, которую распределяет самостоятельно, не считая нужным объяснить свои несправедливые, а порой абсурдные решения. Атмосфера подозрительности и интриг, девиз - “не нравится - уходи”, моральный климат - стукачество и подхалимство, стали невыносимы многим, проработавшим на радио не один десяток лет: только за последнее время уволилось со станции более десяти специалистов. Уверена, что мое увольнение по этим причинам - не последнее”. 

Простим автору сумбурность стиля - перед нами настоящий крик души, без кавычек. А увольнение это действительно не последнее. Сейчас, когда “запахло жареным”, г-жа Громова готовится разогнать жалкие остатки того кадрового состава, который и составил в свое время гордость и славу “Орфея”. А это значит, что радиостанция вот-вот может просто “рухнуть”! - если “Орфей” еще как-то держится, передачи регулярно выходят в эфир, а разваливающаяся техника работает, то исключительно за счет квалификации и невидимого энтузиазма тех, кто эту станцию создавал. Закончу еще одним криком души - заключительной фразой из коллективного письма ко мне сотрудников несчастного “Орфея”: “Терпенье кончилось!!! Мы - творческие работники р/с “Орфей”, не в силах выдерживать хамство, волюнтаризм, авторитаризм руководства г-жи Громовой, которая проводит свою “мудрую политику” в тяжелейших условиях современной жизни, не считаясь с людьми, которые самоотверженно работают и труд которых позволил г-же Громовой получить звание Засл .раб. культуры РФ. Считаем, что человек с таким моральным обликом не имеет права руководить ГОСУДАРСТВЕННОЙ музыкальной радиостанцией.” 

 

© 1999, Людвиг Иткин.

 


Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.