Назад

Главная страница

 


Играющие в пустоте

Под угрозой уникальный факультет МГК

 От редакции. Мы публикуем этот (далеко не однозначный, с нашей точки зрения) материал в надежде на то, что через некоторое время официальные лица МГК захотят публично выразить и противоположную точку зрения. Ответный материал появится на страницах MMV.RU, если только кто-то из уполномоченных сотрудников МГК решит написать его и прислать нам по адресу mmv@cityline.ru .

 Из выпуска оркестрового факультета Московской государственной консерватории (МГК) нынешнего года — а это около 50 музыкантов работой будут обеспечены двое. Причем этот год — отнюдь не печальное исключение. Из каждых 10 выпускников музыкальных вузов в последние годы по специальности работает 5, а по некоторым специальностям — арфа, фортепиано, флейта — и того меньше.

Можно успокоить себя тем, что ситуация жесткой конкуренции способствует повышению уровня профессионального мастерства молодых исполнителей. Но все чаще обладатели консерваторских дипломов переживают разочарование в профессии и уходят из музыки. Напомним, что речь идет о Москве — самом оркестровом городе мира, где, казалось бы, проблем с работой быть не должно.

В действительности же мы имеем дело с перепроизводством молодых специалистов классико-романтического направления в академической музыке. Разумеется, ни для кого не секрет, что из-за низких зарплат во многих оркестрах штатными единицами являются "мертвые души", а на деле музыканты пытаются свести концы с концами, работая сразу в трех-четырех оркестрах. Однако проблема не исчерпывается этим.

По мнению многих специалистов, наше высшее музыкальное образование недостаточно гибко реагирует на запросы времени, и практически подошло к той опасной черте, когда консервативность - само по себе качество прекрасное - переходит в стагнацию. Впрочем, судите сами. Комплексные программы обучения новым перспективным областям исполнительства в российских ВУЗах практических отсутствуют. Так, даже в МГК теоретический курс современной музыки был введен на основных исполнительских факультетах лишь несколько лет назад. А практического курса изучения современных исполнительских приемов и принципов нотации нет и до сих пор. В действующем учебном плане (приложение к Государственному образовательному стандарту) у пианистов в "дисциплинах по выбору" среди прочих заявлены основы импровизации, современное фортепианное искусство, нотация в музыке XX века, интерпретация и орган/клавесин. У струнников — исполнение и нотация в старинной музыке, нотация в музыке XX века, современный репертуар. У исполнителей на духовых и ударных значится современный репертуар.

Сам факт существования этого перечня говорит о том, что проблема более широкого профильного образования музыкантов вполне осознается. Однако каждый ВУЗ сам решает, вводить ли в учебный план соответствующие дисциплины. Из-за почти тотального отсутствия специалистов получается замкнутый круг: наше образование по-прежнему находится в системе XIX века. Что в таком случае можно сказать о перспективах музыкальной жизни?

В Московской консерватории четыре года существует факультет исторического и современного исполнительского искусства (ФИСИИ), возглавляемый деканом Алексеем Любимовым. Он объединяет два направления: старинное и современное — со специально разработанным комплексом программ. За это время факультет осуществил серьезнейшие проекты, в числе которых - вызвавшее большой резонанс исполнение баховских "Страстей по Иоанну" со знаменитым немецким тенором и дирижером Петером Шрайером.

Главное, что молодые музыканты после ФИСИИ действительно востребованы. Выпускники работают в лучших московских коллективах, благодаря существованию факультета создан первый в России оркестр барочной музыки (средний возраст участников - 22 года). Кроме того, судя по студентам - лауреатам международных конкурсов, они конкурентоспособны на Западе.

Ярчайший пример тому - недавно состоявшийся во Франции конкурс в оркестр, который был собран для исполнения опер Люлли. За место в оркестре сражались музыканты из 30 стран, и один из студентов ФИСИИ этот конкурс прошел.

Однако до сих пор статус факультета остается неопределенным. А новый тип образования решительно отвергается рядом консерваторских профессоров. Претензии высказываются по нынешним временам странные: вплоть до того, что консерватория должна готовить специалистов для России и исполнителей русской музыки, а факультет проповедует западное направление. Предлагается также, ликвидировав факультет, ввести новые предметы как факультативные на всех курсах, что начисто лишит студентов возможности серьезного профильного обучения. Нельзя путать факультативное обучение, которое действительно необходимо студентам основных факультетов, со специализацией, которую дает ФИСИИ.

Вопрос о существовании факультета был поставлен на совете ВУЗа месяц назад, и лишь чудом удалось отвести дамоклов меч от ФИСИИ: окончательное решение по этому вопросу будет принято на совете 26 июня. Надежды на сохранение факультета его профессора и студенты связывают с именем нового ректора Александра Соколова, который сделал очень многое для его развития, будучи еще проректором по научной и творческой работе МГК. Он же способствовал тому, чтобы в консерватории появился первый профессиональный старинный инструмент — клавесин Райнхарда фон Нагеля, поддерживал многие концертные начинания "нестандартного" для консерватории образовательного направления.

Если совет вынесет отрицательный вердикт, МГК потеряет таких выдающихся музыкантов, как Наталия Гутман, Алексей Любимов, Марк Пекарский. Это не просто звездные исполнительские имена. Это выдающиеся педагоги, которые вкладывают личные средства в обучение студентов: организуют мастер-классы и стажировки за рубежом, на собственные средства создали справочный и нотный библиографический отдел. Консерватория и так потеряла целое поколение музыкантов: те, кому сейчас от 35 до 55, в основном работают на Западе. Но мы можем потерять и тех, кто сегодня учится в МГК: одни уйдут из музыки, другие уедут из страны.

Музыкальный рынок в России за последние десять лет претерпел колоссальные изменения. Наряду с бурным развитием шоу-бизнеса возникла и абсолютно новая ситуация в академической концертной жизни. Появилась новая генерация музыкантов, занимающихся искусством нашего времени, с одной стороны, а с другой - поднимающих музыкальные пласты Средневековья, Ренессанса и барокко. Это существенно расширило рамки музыкального мейнстрима.

Программы современной и старинной музыки вызывают большой интерес аудитории. Это касается и выступлений западных музыкантов - за последние несколько лет у нас побывали такие звезды, как Чечилия Бартоли, Майкл Чанс, Петер Шрайер, "Оркестр XVIII века", — и проектов, осуществляемых российскими исполнителями. Интерес к новым направлениям в исполнительстве подогревается и сильно расширившимся за последнее время рынком звукозаписи.

Между тем отечественных специалистов в этих областях крайне мало даже в столицах, не говоря уже о провинции. Подавляющее большинство музыкантов, владеющих техниками исполнения новейшей и старинной музыки, получили образование на Западе, окончив европейские консерватории или пройдя серии мастер-классов.

Сегодня наша культура изначально запрограммирована на потерю наиболее талантливых и оригинально мыслящих исполнителей: все больше потенциальных студентов российских консерваторий оказываются в Европе. Мало кто из них возвращается в Россию. А как будут жить сегодняшние выпускники? После неизбежного столкновения с жизненными реалиями, боюсь, многим из них будет не до музыки.

 Анна Ветхова


Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.