Назад

Главная страница

 


Страсти по Вагнеру.

 27 октября подъезд к зданию "Гейхал ха-тарбут" в Ришон ле-Ционе оказался заблокированным. Полицейские машины, беспорядочно припаркованные  автомобили, толпа демонстрантов с плакатами в руках. Неискушенному прохожему и в голову не могло придти, что все, что здесь происходит, - это прелюдия к симфоническому концерту.

Обычному концерту? Не совсем. В этот день симфонический оркестр Ришон ле-Циона решился на исполнение одного из произведений Рихарда Вагнера, а именно - "Зигфрид-идиллии", что и вызвало бурю эмоций на улицах и в прессе. Сам концерт тоже начался необычно. Ведущий - молодой композитор Гиль Шохат - объявил, что в числе других произведений будет исполнена музыка Вагнера. Шохат также зачитал фрагменты из вагнеровской статьи "Еврейство в музыке", не оставляющие сомнения в антисемитских взглядах ее автора. После чего последовало предложение: те, кто не хочет слушать Вагнера, могут уйти до того, как начнется исполнение его произведения. Несколько человек поднялись со своих мест и вышли из зала. Но в тот момент, как музыканты заиграли, в зале зазвучал контрапункт. Сидящий среди зрителей немолодой человек изо всех сил размахивал трещоткой, стараясь заглушить звуки, доносящиеся со сцены.

На музыку Вагнера в Израиле наложен негласный запрет. Впервые она прозвучала в Эрец-Исраэль в апреле 1938 года - легендарный Тосканини продирижировал увертюрой к опере "Лоэнгрин". После этого произведения Вагнера исполнялись еще несколько раз. Бойкот начался в ноябре 1938 года. Тогда, сразу после печально известной Хрустальной ночи в Германии, увертюра к вагнеровской опере "Лоэнгрин" была заменена в программе концерта оркестра Эрец-Исраэль на  увертюру "Оберон" Вебера. (Потом, правда, вагнеровская увертюра была все же исполнена, но уже на гастролях оркестра в Египте.) За полвека существования еврейского государства музыка Вагнера звучала в Израиле лишь однажды - в 1981 году запрет решился нарушить маэстро Зубин Мета, включивший в программу концерта увертюру к "Тристану и Изольде". Однако после бурного протеста израильтян, переживших Катастрофу, исполнение было прервано, и повторных попыток больше не последовало. И вот теперь музыка Вагнера снова вернулась в Израиль.

Как же случилось, что в демократическом государстве, в котором каждому человеку должна быть гарантирована свобода выбора, включая выбор музыки, которую он хочет слушать, стал возможен подобный бойкот? Это мы и попытались выяснить.

О том, что произведения Вагнера в Израиле не исполняются, знают все. Основных причин называется три:

1) Вагнер был антисемитом;

2) его музыку любил Гитлер;

3) музыка Вагнера игралась в концентрационных лагерях, поэтому для тех, кто пережил Катастрофу, она навсегда связана со страшным временем нацизма.

Действительно, люди, уцелевшие в Катастрофе, являются той движущей силой, которая активно борется за запрещение музыки Вагнера. К слову сказать, концерту в Ришон ле-Ционе предшествовало два судебных заседания по иску, предъявленному несколькими гражданами, а также Израильским объединением переживших Катастрофу и Центром Шимона Визенталя руководству симфонического оркестра. Оба иска - в тель-авивском окружном суде и Верховном суде в Иерусалиме были отклонены.

Свою позицию по поводу скандального концерта согласились разъяснить Эхуд Гросс, генеральный директор оркестра Ришон ле-Циона, и д-р Эфраим Зурофф, директор иерусалимского отделения Центра Шимона Визенталя.

- Вагнер не был единственным антисемитом в мире искусства, - говорит Эхуд Гросс. - Перечислю только некоторых из его "единомышленников": Шопен, Бетховен, Лист, Рахманинов, Вольтер и многие другие. Всем этим людям принадлежат яркие высказывания, не оставляющие сомнения в их антисемитских воззрениях. Уильям Шекспир написал вполне антисемитскую комедию "Венецианский купец". Тем не менее, никто не протестует против исполнения сочинений этих великих деятелей культуры.

- Да, действительно, Вагнер был далеко не единственным антисемитом от искусства, - говорит Эфраим Зурофф. - Но в отличие от других он был антисемитом активным. Вагнер призывал к истреблению евреев - в устной форме и в своих статьях. Его влияние на Гитлера было очень велико, известны высказывания фюрера о том, что он считал Вагнера своим духовным учителем.

- Вагнер умер за пятьдесят лет до прихода нацистов к власти, и, понятное дело, никак не мог с ними сотрудничать, - продолжает Гросс. - Его статьи и музыкальные произведения были горячо любимы фашистами, но он тоже не избежал их гнева. Третий рейх запретил к постановке тетралогию "Кольцо Нибелунга", когда Гитлер понял, что в ней Вагнер призывал к всеобщей любви, к отказу от насилия и тоталитарного режима, то есть к вещам, прямо противоположным идеологии нацизма. Вагнер был духовным учителем Гитлера, но он также был музыкальным учителем многих замечательных композиторов - Малера, Шенберга, Брукнера, высоко ценивших его творчество.

Яаков Мишори, артист Израильского филармонического оркестра и ведущий музыкальной программы на "Галей ЦАХАЛ", говорит, что в последних операх Вагнера - "Закат богов" и "Парсифаль" - и в музыке, и в сюжете ясно выражены изменения, произошедшие в мировоззрении композитора. А радио Би-Би-Си в свое время даже использовало запрет на исполнение "Кольца Нибелунга" в антифашистских целях: начиная с середины войны все трансляции Би-Би-Си на немецком языке начинались с музыкальной заставки, в которой звучал фрагмент из "Заката богов". Мишори считает, что это была своего рода психологическая атака на немцев. А внучка Вагнера - Фридлинд, с которой Яаков встречался в Лондоне, утверждает, что Гитлер мог запретить исполнение произведения ее деда еще и потому, что он сомневался в арийском происхождении композитора (Ницше считал, что отчим Вагнера, который, возможно, являлся его отцом, был евреем).

У Эфраима Зуроффа тоже есть опыт общения с наследниками Вагнера. Правнук композитора, Готфрид Вагнер, музыковед, живущий сейчас в Италии, в разговоре с Эфраимом умолял его сделать все возможное, чтобы музыка Вагнера не звучала в Израиле.

- Почему?

- Потому что Рихард Вагнер был ярчайшим антисемитом. Готфрид Вагнер отказался от работы на Байрейтском фестивале - том самом, на котором исполняется музыка его великого родственника, по причине своего несогласия с его антисемитскими взглядами. Надо помнить, что за нами следит весь мир. Если мы позволяем себе исполнять музыку композитора, столь люто нас ненавидевшего, мы тем самым подаем пример всему остальному человечеству.

- Но ведь у нас демократическое общество, и тот, кто не хочет слушать музыку Вагнера, может просто не приходить на концерты.

- Музыку Вагнера могут слушать все, кто хочет. Мы ведь не боремся за то, чтобы диски с записями его опер изымались из музыкальных магазинов. Мы лишь против того, чтобы израильский оркестр, получающий субсидии из государственных или муниципальных фондов, исполнял музыку композитора, являющегося символом антисемитизма. У нас в стране - свобода слова, но ведь до определенных границ! Никто не станет оправдывать человека, кричавшего в театре: "Пожар! Пожар!" и устроившего панику, хотя никакого пожара и в помине не было. Исполнение Вагнера ранит людей, переживших Катастрофу, и оскорбляет их чувства и память.

- После Катастрофы прошло много лет и вместе с временем сгладились символы, характеризующие эпоху Гитлера, - считает Эхуд Гросс. - Автомобиль "Фольксваген" - плод фантазии фюрера, лично начертившего схему будущего "жучка", - стал одним из самых популярных в Израиле. Немецкая продукция закупается и продается в нашей стране - в частности, аппараты для приготовления кофе фирмы "Круп", которая в свое время производила газовые камеры. Президент Германии выступает с трибуны кнессета на немецком языке - самом главном символе режима нацистов.

- Мы ведь не против немцев, - говорит Эфраим Зурофф. - Раскаявшиеся немцы перестали быть нашими врагами, поэтому мы ничего не имеем против немецкого языка, звучащего с трибуны кнессета, - на нем произносит речь человек, убежденный в том, что на нем и на его народе лежит ответственность за Катастрофу. А что касается немецких товаров, то здесь каждый решает сам. Ведь есть люди, которые не покупают продукцию, выпущенную в Германии.

По словам Эхуда Гросса, в аргументации "анти-вагнеристов" есть один большой изъян. "Известно, что нацисты считали евреев недостойными слушать и исполнять произведения Вагнера, и поэтому его музыка никогда НЕ ИГРАЛАСЬ в лагерях смерти. Там звучали вальсы Иоганна Штрауса, "Маленькая ночная серенада" Моцарта. А любимым произведением фюрера был финал Девятой симфонии Бетховена - знаменитая "Ода к радости". Есть люди, пережившие Катастрофу, которые считают, что исполнением вагнеровских произведений евреи дают пощечину нацизму", - говорит Гросс.

Эфраим Зурофф также подтверждает тот факт, что музыка Вагнера не звучала в лагерях смерти.

- Дело не в этом, а, повторяю, в активной антисемитской позиции Вагнера, которая в числе прочих факторов убедила Гитлера в необходимости окончательного решения еврейского вопроса, - полагает он. - Все доводы руководителя оркестра Ришон ле-Циона работают на рекламу. Кто знал об этом оркестре раньше? Только музыканты, в нем играющие, да члены их семей. А теперь о нем говорят абсолютно все!

- О том, что исполнение Вагнера не было рекламным трюком, говорит тот факт, что мы даже не опубликовали объявление о концерте в газетах, - утверждает Гросс. - Мы не хотели бури. Скандал раздули те, кто подал на нас в суд. Мы понимаем чувства протестующих, но и они должны понять, что в исполнении музыки Вагнера в Израиле есть историческая необходимость. Если мы хотим вырастить поколение, которое будет знать историю, мы должны дать людям возможность выбора. Ведь общепризнанно, что музыка Вагнера является одной из вершин мировой культуры.

Кроме того, в рядах тех, кто уцелел в Катастрофе, нет единства. Напомню, что дирижировал концертом маэстро Менди Родан - человек, который сам пережил Катастрофу и потерял в ней большинство своих родных. В зале присутствовал профессор-историк Ицхак Пери, тоже не понаслышке знающий об ужасах нацизма и, тем не менее, выступающий за исполнение Вагнера. Был там и музыкант оркестра из Освенцима Жак Стронзе. Мы подошли к организации этого исторического концерта с максимальным тактом. Во-первых, в пасторальной "Зигфрид-идиллии", написанной по случаю рождения сына Вагнера, нет и намека на националистический дух, присутствующий в некоторых его операх. Во-вторых, "Идиллия" прозвучала в новом камерном цикле концертов, программа которого была объявлена семь месяцев назад. Наконец, мы предложили всем, кто не хочет слушать музыку Вагнера, выйти из зала. И тот, кто не хотел, - вышел.

- Почему вы исполнили Вагнера именно сейчас? Людей, переживших Катастрофу, осталось не так много, и с каждым днем становится все меньше. Может, стоило подождать еще лет десять-пятнадцать?

- Почему сейчас? Потому что единственный фактор, который может связать рациональное и нерациональное, - это время. А мы вот-вот вступим в XXI век. Время бежит неумолимо. После Катастрофы выросло уже два поколения. Рана зажила, остался шрам. Шрамы не болят, но они не дают забыть. Важно помнить Катастрофу, но от Вагнера это никак не зависит. Напротив, теперь, когда у евреев есть свое государство, они стали намного сильнее и могут подняться выше бытового антисемитизма XIX века, апологетом которого был Вагнер.

И в заключение - мнение Михаэля Айзенштадта, заведующего литературной частью Новой израильской оперы. Исполнение опер Вагнера этим коллективом - лишь дело времени.

- Два года назад, - говорит Айзенштадт, - мы провели публичную дискуссию на эту тему, и тогда выяснилось, что в нашей стране по-прежнему есть много людей, которые протестуют против исполнения Вагнера в Израиле. И мы приняли решение, что сейчас не время осуществлять постановку его опер. Этот день придет, но когда - пока сказать трудно. Возможно, что исполнение Вагнера другими коллективами приблизит этот момент. Так случилось и с Рихардом Штраусом. Сначала начали исполнять его симфонические произведения, а потом Штраус пришел и в нашу оперу.

- Есть мнение, что оперы Вагнера слишком сложны для Новой израильской оперы.

- После того как мы исполнили "Электру" Штрауса и получили восторженную критику на оперном фестивале в Финляндии, я уверен, что и Вагнер нам будет под силу.

Итак, вторая попытка исполнить Вагнера в Израиль состоялась. Решен ли "вагнеровский" вопрос окончательно - покажет время. Но, скорее всего, концерт в Ришон ле-Ционе мало что изменил. Наверное, теперь Вагнера будут играть чаще, но еще очень долго это будет вызывать протест.

Юлия Цодыкс
Julia@mignews.com

© Журнал МИГnews, Тель-Авив

 


Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.