|
Как, Вы не любите Шнитке?!
Альфред Гарьевич
Шнитке сейчас является самым известным и
почитаемым российским композитором.
После смерти слава Шнитке возросла в
несколько раз. Прошедший недавно
фестиваль заставил звучать музыку этого
композитора в лучших залах Москвы. Газеты
и журналы наполнились очерками и
статьями о нем. "Музыкант XXI века",
"лучший композитор современности" -
такими титулами награждают его критики,
обычно не щедрые на похвалу. Складывается
впечатление, что стало модно любить
музыку Шнитке. А точнее, говорить об этом,
неважно, правда это или нет.
У музыкантов сформировался четкий
стереотип - музыка Шнитке понятна не всем
и если ты отказываешься признавать ее
ценность и красоту - ты просто не дорос до
этого. Мол, станешь умнее, тогда и
поговорим снова о нем, а заодно и о всех
современных композиторах. Шнитке в
музыкальной среде стал в последнее время
таким же элементом имиджа, как "мерседес"
определенной модели у бизнесменов.
Неважно, что есть машины лучше - главное,
выглядеть престижно в глазах тебе
подобных.
Явственней всего это проявляется в
музыкальных беседах студентов или
школьников. Часто приходится слышать что-то
наподобие: "да у нас сейчас в оркестре
Реквием Шнитке. Такая ерунда!" (это кто-нибудь
из оркестрантов. По сценарию здесь сразу
же должен вступиться кто-то из более "высокопоставленных",
теоретик или композитор) - "Не
понимаешь настоящей музыки - и молчи. Тебе
она недоступна". Остальные обязательно
важно кивнут и разойдутся довольные друг
другом. А простофиля оркестрант, ни капли
не изменив своего мнения о композиторе, в
следующий раз отзовется о нем в
совершенно в другом тоне.
Наверное, слишком простовато я обрисовал
схему, но ведь именно по ней и происходит
"раздувание" личности или
произведения искусства, именно так
раскручивают политических деятелей,
эстрадных певцов, именно поэтому
рождается сумасшествие вокруг "черного
квадрата" Малевича или "4:33"
Джона Кейджа. Именно таким образом
поддерживается мнение о Николае Петрове
как пианисте или Ростроповиче как
дирижере. Я не хочу сказать, "а король
то голый", но все же меня несколько
смущает, что большинство не замечает
некоторую скупость и блеклость его
одежды.
Хочу оговориться - Шнитке я знаю хорошо.
Безусловно, я бы не решился написать все,
что собираюсь без того, чтобы не изучить
его достаточно хорошо. Даже во время
печати этого очерка я слушаю самое
сильное произведение Шнитке - "Историю
доктора Фауста", до сих пор пытаясь
отыскать что-то, чего не нашел.
Еще одна деталь - я считаю, что лучшим
наследием Альфреда Гарьевича были его
исследования и статьи, здесь его талант
раскрывается в наибольшей степени. Но, я о
музыке. Итак, что так покорило слушателей
не только России, но и всего мира? Может,
мелодии Шнитке? Может, они у него
запоминаются легко и надолго, как у
Россини? Может, проводятся так широко и
певуче, что захватывает дыхание, как у
Чайковского? Нет. Я не могу назвать
полноценной мелодией те связанные друг с
другом ноты у одной группы инструментов,
которые не наполнены экспрессией,
которые не стремятся вперед, к
определенной точке, которые не выстроены
по музыкальным законам, которые порой
противоестественны. Мне неинтересно их
слушать и если я и запомнил что-то из них,
то лишь благодаря тому, что они
повторялись большое количество раз,
причем в узнаваемом виде без изменений (8
симфония, начало). Борис Чайковский
верно подметил, что порой кажется, будто
ноты в этих мелодиях могли бы с таким же
успехом следовать в другом порядке и с
другим ритмом.
Может, Шнитке умел великолепно развивать
материал? Гм… дело в том, что тип развития,
присущий Шнитке настолько микроскопичен
и сложен, в нем используются настолько
малые составные интонации, что он просто
не может быть услышан человеком как нечто
единое и осознаваемое. В лучшем случае -
не с первого раза, в худшем (т.е. не в
худшем, а в самом трудном) - только с
партитурой в руках и карандашом, чтобы
отмечать интонационные связи, пока ты не
потерял музыкальную нить размышлений.
Должно быть, после Рихарда Штрауса,
который довел развитие мелодии до
невероятных высот, разрабатывая и
комбинируя каждую, даже самую мелкую
интонацию (причем у Штрауса это похоже
скорее не на расшифровку чего-то
непонятного, а на путешествие в мир
прекрасного, где тебя проводят через ряд
прекрасных преобразований темы,
показывают тебе из чего она состоит и что
можно с ней сделать, тонко играют с ней и
оставляют ощущение красивого волшебства.
Причем "красота" здесь - ключевое
слово, я к нему еще вернусь) трудно
придумать что-то новое, оригинальное и
достойное, но ведь нашли же свой
мелодический стиль Вячеслав Артемов,
Борис Чайковский, Георгий Свиридов,
Родион Щедрин etc.
Тогда, быть может, в своих симфонических
произведениях Шнитке предстает
прекрасным знатоком оркестра, как
Римский-Корсаков? Можно, можно конечно
спорить на эту тему, но для меня всегда
использование огромного количества
ударных, любовь к кластерам и совершенно
несбалансированным медным аккордам
будет свидетельствовать о слабости
Шнитке как оркестратора. Впрочем,
проблема здесь глобальней - хорошо
оркестрованное произведение, это
произведение, которое (условно)
выстроенно, и гармонично, красиво звучит,
в котором есть логика тембрового
развития и взаимодействия, а для Шнитке
такие понятия как красота и гармония не
являются ориентирами (точнее говоря,
этого не слышно из его музыки). Здесь мы
подходим к следующему вопросу:
Так может быть, музыка Альфреда Гарьевича
просто красива и гармонична? Может, она
несет в себе заряд положительных эмоций?
Может, она успокаивает, делает нас более
терпимыми? Может после всех этих, так
любимых композитором "музыкальных
нечистот" (выражение не мое, а кого-то
из кучкистов) и брутальных звучаний
наступает очищение, успокоение, некий
катарсис как у Гия Канчели? Может,
наперекор всему проходит тема любви и
надежды, которая побеждает условное зло?
Домашнее задание: ответить на эти
вопросы самостоятельно, желательно,
после прослушивания произведений Шнитке.
На выбор: любая из симфоний (лучше из
ранних), Реквием, История доктора Фауста,
Concerto grosso №2.
P.S.: Что у Шнитке действительно
великолепно получается, так это
внезапные островки стилизации под
барокко. После малых секунд, тритонов и
септим это воспринимается как нечто
совершенное и прекрасное…
И так обидно, когда это так быстро
прерывается.
P.P.S.: А ведь кроме Шнитке в нашей
стране творит столько хороших
композиторов…
Андрей Рубцов
oboist@mail.ru
classic.hotmail.ru
Этот очерк также
опубликован в Листовке.ру - 
|