Назад

Главная страница

 


РНО. Ветер перемен.

Чудес, конечно, не бывает, но загадочного и необъяснимого много
А.Гарнак

  8 апреля газета “Культура”, со ссылкой на анонимный источник, опубликовала на первой странице информацию о том, что, начиная со следующего концертного сезона, всемирно известный пианист Михаил Плетнев покидает Российский национальный оркестр.
  Плетнев основал этот коллектив в 1990 году и до настоящего времени был его бессменным руководителем. Претендентом на пост художественного руководителя и главного дирижера РНО, который сейчас занимает Плетнев, тот же источник назвал Владимира Спивакова, в настоящее время возглавляющего камерный оркестр “Виртуозы Москвы”.
   В тот же день Владимир Спиваков в интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС подтвердил эту информацию. И лишь днем 12 апреля администрация РНО опубликовала официальный пресс-релиз, в котором сведения о смене главного дирижера Российского национального оркестра были подтверждены. Одновременно с пресс-релизом руководство коллектива распространило и текст обращения Михаила Плетнева “К музыкальному коллективу и попечительскому совету”, датированный 10 апреля.
   В качестве причины, побудившей его оставить РНО, Михаил Плетнев называет связанный с руководством оркестром “определенный дефицит времени, необходимого для творческой деятельности”. Плетнев также отметил, что отныне намерен “полностью сосредоточиться на моей работе как композитора, пианиста и дирижера”. Никаких комментариев Владимира Спивакова в пресс-релизе нет.
   Огромная заслуга Михаила Плетнева состоит в том, что он сумел собрать в один коллектив многих замечательных музыкантов, и не только собрать, но и удержать их вместе на протяжении достаточно продолжительного отрезка времени. Кстати говоря, несмотря на слово “национальный” в названии коллектива, РНО стал одним из первых российских оркестров, не зависящих от государственной поддержки. К этому курьезу, впрочем, почти все уже давно привыкли и на это редко обращают внимание.
   Не подлежит никакому сомнению тот факт, что Михаил Плетнев является выдающимся музыкантом. К тому же, его успехи в деле административного управления РНО заслуживают только восхищения, и все же процесс формирования коллектива нельзя считать законченным лишь на том основании, что музыкантам более или менее стабильно выплачивается зарплата.
   Беда многих современных музыкантов, даже самых лучших, заключается в отрицании довольно нехитрой истины: дирижирование – точно такая же профессия, как и, допустим, игра на скрипке. Люди тратят годы на то, чтобы получить право называться скрипачами-профессионалами, но с легким сердцем берутся за дирижерскую палочку, имея весьма приблизительное понятие о том, что же должен делать человек за дирижерским пультом, кроме как эффектно размахивать руками.
   При всех его заслугах, Михаил Плетнев, к сожалению, не уделял своему оркестру достаточного количества времени, в связи с чем на сегодняшний день РНО использует хорошо, если пятьдесят процентов своего творческого потенциала. И это притом, что коллектив состоит из действительно хороших музыкантов, имеющих к тому же большой опыт игры в лучших оркестрах России. Следует отметить и еще одну очень важную деталь: оркестр, особенно симфонический, не может играть самостоятельно, это невозможно в принципе. И тем более это невозможно в России, где оркестры всегда были узнаваемы именно по фамилии главного дирижера. В качестве примера можно привести Государственный академический симфонический оркестр (“светлановский”) и, скажем, симфонический оркестр Ленинградской филармонии (оркестр Мравинского). В нашей стране именно дирижер создает “лицо” оркестра и, в конечном итоге, контролирует весь процесс. Самый хороший оркестр под управлением никудышного дирижера может выступить из рук вон плохо. Что, кстати, совершенно не характерно для западных оркестров.
   В данном контексте вряд ли имеет смысл обсуждать, в чем причина такого феномена, однако не считаться с этим фактом нельзя. И с этой точки зрения работу Михаила Плетнева с РНО можно признать удовлетворительной лишь с определенными оговорками.
   Действительно, Российский национальный оркестр на сегодняшний день является одним из лучших российских симфонических коллективов. Но лишь на этом основании РНО, к сожалению, пока нельзя поставить в один ряд с лучшими западными оркестрами, такими, как оркестр Нью-Йоркской филармонии или Берлинский филармонический оркестр.
   Исполнительский уровень коллектива часто колеблется. Сегодня главное условие превращения РНО в оркестр действительно высшего класса и достижение им максимально возможного уровня именно ансамблевого мастерства – появление за пультом хорошего профессионального дирижера, способного “собрать” оркестр, ставить перед ним все более высокие цели и последовательно добиваться их достижения. Учитывая это, для РНО уже давно имело смысл задуматься о смене главного дирижера. Однако удовлетворяет ли Владимир Спиваков сегодняшним потребностям оркестра?
   Он давно и широко известен как скрипач-виртуоз, до сих пор прекрасно владеющий своим инструментом. Кроме того, как уже было сказано, Владимир Теодорович – основатель до сих пор существующего под его патронажем оркестра “Виртуозы Москвы” (некоторые музыканты которого, возможно, будут приглашены на работу в РНО). Также хорошо известно и о филантропических наклонностях скрипача.
   Таким образом, думая об имидже оркестра, сложно найти более подходящую кандидатуру на роль главного дирижера, чем Владимир Спиваков. Его слава разнеслась далеко за пределы музыкального мира, и, скорее всего, его имя может способствовать привлечению весьма солидной спонсорской помощи. Кроме того, громкая известность Спивакова в самых разных общественных кругах России и Запада наверняка подогреет интерес к выступлениям коллектива под его управлением. Однако впоследствии, когда рекламная шумиха прекратится (что рано или поздно произойдет), встанет вопрос о том, что, кроме спонсорских денег, Спиваков может дать Российскому национальному? Хватит ли у него знаний и опыта для того, чтобы заставить говорить об РНО не как об оркестре с большим потенциалом, а как о действительно высококлассном коллективе?
   В уже упоминавшемся пресс-релизе сказано, что Владимир Спиваков уже дирижировал несколькими симфоническими оркестрами, среди которых упоминается даже Чикагский симфонический оркестр. В настоящее время Chicago Symphony – один из лучших коллективов США. Но здесь хотелось бы снова вспомнить о принципиальных различиях между российскими и западными оркестрами. В том же Чикаго Спивакову вполне могли позволить производить над дирижерским пультом абсолютно любые пассы руками, при этом оркестр наверняка играл на заранее предсказуемом удовлетворительном уровне. Но в случае с РНО такой номер уже не пройдет. Вернее, он может пройти и раз, и два, но в конечном итоге это неминуемо закончится катастрофическими потерями в качестве.
   Этого не произойдет, если за дирижерский пульт встанет не “свадебный генерал”, а дирижер-работяга, заранее знающий не только цели своей работы, но и то, какими средствами этих целей можно достичь. В то время, как многие эксперты считают Спивакова абсолютно непригодным для долговременной и серьезной работы с симфоническим оркестром.
   Да и о какой серьезной работе может идти речь, если по условиям контракта Спиваков должен проводить с РНО всего лишь полтора месяца в сезоне! Даже если удвоить этот срок, что сможет сделать за такое короткое время человек, имеющий столь незначительный опыт работы с симфоническими коллективами?
   Есть информация о том, что в РНО предполагается присутствие еще двух дирижеров – Дмитрия Лисса и Андрея Борейко. Вероятно, они будут по очереди дирижировать РНО в отсутствие Спивакова. Но это уже больше напоминает проходной двор. Попытки внедрить западный стиль работы в российский коллектив без всякой адаптации чаще всего заканчиваются очень печально, и тому есть масса примеров, причем не только из области музыки.
   Не следует забывать и о том, что оркестр, тем более такой, как РНО – не безликая масса, готовая на все. За пультами сидят блестящие профессионалы, прекрасно разбирающиеся в музыке и понимающие, чего стоит тот или другой дирижер. Удержать их в оркестре с помощью высоких зарплат, учитывая российскую действительность, будет очень легко. Однако вполне реальна ситуация, при которой даже самая мощная реклама и совершенно грандиозная спонсорская помощь не смогут заставить слушателей не замечать очевидных вещей. В конечном итоге Спивакову все равно придется демонстрировать конкретные результаты своей работы. И на сегодняшний день еще очень большой вопрос, какими они будут.

Борис Лифановский


Владимир Спиваков
(краткая справка)

РНО

Эхо Москвы:
Интервью со Спиваковым

Кольмарский фестиваль

Chicago Symphony

Orchestra.Net

 


Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.