Назад

Главная страница

 


Сегодняшняя Стретта – очень короткая. Планируя сегодняшний выпуск, я собирался взять совершенно другую тему. Но просто невозможно не сказать сегодня о безвременной кончине музыканта, перед которым я преклоняюсь – Владимира Соколова. Бренность бытия – не тема для публичного обсуждения, поэтому я просто постарался рассказать о том, какой замечательный музыкант ушел из нашего мира. 

Памяти великого артиста

 Есть несколько инструментов (в первую очередь – духовых), которые принято называть «оркестровыми». Гобой, кларнет, валторна и т.д. – назвать их «второсортными» язык не повернется, а вот какое-то пренебрежение нет-нет да и проскользнет: «оркестровые инструменты». Оно и понятно: из солистов-струнников в наше время можно сколотить средних размеров армию, а вот солисты-духовики до сих пор редкость. Почему – это отдельный разговор, но это так. Тем значительнее интерес, который вызывает каждый из духовиков, претендующих на звание солиста.

Имя кларнетиста Владимира Соколова известно всему музыкальному миру. Соблазн сразу выпалить серию «громких» эпитетов крайне велик, но делать этого все-таки не хочется. Соколов действительно одна из ярчайших звезд музыкальной культуры, однако простой констатацией факта в данном случае вряд ли можно обойтись. Его игра отличается от игры тысяч его коллег всего, может быть, несколькими чертами. В то же время, именно эти черты превращают просто игру на инструменте в Исполнение, а сольный концерт музыканта – в одно из самых ярких впечатлений в жизни слушателя.

Игра Владимира Соколова всегда отличалась академизмом, в лучшем смысле этого слова. Сегодня «академизм» практически повсеместно считается синонимом слова «скука». В лучшие времена под академичным исполнением понималось прежде всего, если можно так сказать, исполнение интеллигентное. В это понятие входит и красота звука и фразировки, и бережное отношение к тексту автора, и многое другое…

Соколов – интеллигентный исполнитель. Выступления музыкантов его уровня проходят нечасто, а диски выпускаются не самыми большими тиражами. И все-таки слушатели знают и любят кларнетиста. Концерт в Большом зале Московской консерватории несколько лет назад прошел при полном аншлаге.

От красоты его звука временами перехватывает дыхание. Технические возможности со стороны иногда кажутся безграничными. С профессиональной точки зрения он - сама безупречность. И все же главный секрет - в другом.

Соколов умеет угадывать душу музыки, на каком-то почти инстинктивном уровне улавливать единственно верные музыкальные интонации. Много более того: он умеет зачаровать слушателя так, что тот внезапно понимает: звучит не кларнет, а воплощенная в звуке душа Брамса (если исполняются Сонаты или Квинтет), звучит гений Моцарта (кларнетовый Концерт). Хотя бы раз испытав такое, из зала выходишь уже другим человеком.

В ноябре 1999 года Маэстро ушел из жизни. А вместе с ним от нас еще на шаг отдалилась целая музыкальная эпоха. Не так важно, как ее назовут впоследствии. У новой эпохи будут новые герои. Но таких, как Владимир Александрович Соколов больше не будет никогда.

 

Борис Лифановский
boris@lifanovsky.com


Владимир Александрович Соколов

Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.