Назад

Главная страница

 


По поводу одного рекламного щита

Независимость – слово-то ерундовое, но уж больно сама вещь хороша!
А.С.Пушкин

 Беда в Москве – вихрь переименований породил прямо-таки массовую эпидемию географического идиотизма. Долго пытался вспомнить, как же теперь называется бывшая улица Палиашвили (на нее смотрят двери концертного зала Российской академии музыки им. Гнесиных). Не вспомнил. Но речь-то не об этом.

Ехал я недели две назад по этой самой бывшей улице Палиашвили и остановился на светофоре на углу Большой Никитской. Разумеется, принялся рассматривать местные достопримечательности и живописные окрестности, и вдруг наткнулся взглядом на нечто, до глубины души меня поразившее...

Жители Москвы уже привыкли к заполонившим наш город рекламным щитам. Реклама МТС, «свежая зелень круглый год», а также денежные купюры, которые никогда не улетят, стали, как говорится, привычной частью городского пейзажа. В последнее время стало модно рекламировать газеты. Пионером в этом смысле был, кажется, все тот же мой любимый «Русский телеграф», далее со всеми остановками, вплоть до газеты «Ведомости», о которой сейчас все знают.

Но вот рекламный щит газеты «Культура» на улице Москвы лично я увидел впервые. Не могу назвать его особенно удачным, во всяком случае, сейчас я уже не могу припомнить ни что конкретно было на нем изображено, ни как формулировался слоган (да, там был слоган!). Последний, видимо, был изобретен специально для этого плаката – нигде на страницах самой газеты я его никогда не видел.

И все-таки то, что реклама такого, прямо скажем, не самого массового издания внезапно попалась мне на глаза (и где – в самом центре города!), изумило меня до крайности. На какую-то секунду, было, почудилось, что вот отсюда и начнется долгожданное культурное возрождение нашей замечательной страны. Однако, вспомнив, что бесплатно в наше время только птички поют, я задумался, откуда вдруг у «Культуры» взялись деньги на достаточно масштабную рекламную кампанию в центре Москвы (в последствии я встречал такие же щиты еще в нескольких местах).

Не буду лукавить – ответ нашелся достаточно быстро. В свое время, кажется, около года назад, купив очередной номер «Культуры», я слегка удивился, с чего это на первой странице с таким пафосом обсуждается учредительный съезд движения «Отечество». Впоследствии, буквально до сегодняшнего дня, моя любимая газета все чаще стала уделять внимание жизни и деятельности мэра Москвы Ю.М.Лужкова. Теперь уже в каждом номере можно найти несколько материалов с заголовками вроде «Лужков встретился с московской театральной общественностью». Так что ларчик открывался достаточно просто – Лужков, видимо, просто взял «Культуру» под свою опеку. Надо думать, негласно, поскольку никаких резких изменений (смены учредителей, например) не произошло, как не произошло изменения общего курса – газета по-прежнему остается «еженедельной газетой интеллигенции».

В этом свете мне показалась вполне логичной мысль о том, что рекламные щиты таким образом – всего лишь часть того комплекса мер, который Лужков предпринял для поддержки газеты. Очевидно, в обмен на еженедельное окучивание интеллигенции в смысле повышения ее лояльности по отношению к «Отечеству» (или как оно теперь называется?).

Должен заметить, что Лужков кажется мне не самым худшим кандидатом на роль «покровителя» газеты «Культура». Можно, конечно, было постараться сделать все чуть изящнее, чтобы существование этого альянса не так бросалось глаза. Впрочем, это уже несущественные детали. Сегодня идею о независимости СМИ смело можно признать обычной галлюцинацией, хотя и довольно занятной. По известному высказыванию, свобода печати, безусловно, существует – но лишь для тех, у кого найдутся деньги на печатный станок.

Надо заметить, что поддержка именно этого издания (даже если все произошло по инерции) делает Лужкову и его блоку честь – газета на самом деле хорошая, а покровительство солидного и, кажется, достаточно устойчивого политика сильно облегчит ей жизнь. Насколько выгодно Лужкову поддерживать газету с заявленным тиражом около 20,000 экземпляров – для меня вопрос открытый, правда, не очень интересный. А вот выгода для самой газеты вполне очевидна.

...Примерно с такими мыслями я и проехал тот светофор. А вечером следующего дня снова укатил в Питер, где напротив Мариинского театра стоит ларек, в котором что только не продается: шоколадки, спички, гороскопы, журналы... «Культура» тоже продается.

Борис Лифановский

 


Ю.М.Лужков

Газета «Ведомости»

Газета «Культура»


Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.