Назад

Главная страница

 


16 октября

 Ворует и свистит и строит рожи
Вечный спутник мой вокзал.
Мне хочется сбежать, срывая с кожи 
Швы его засохших шпал.
Вспять, через боль и блажь и бред
Мы б отмотали ленту лет,
перелетели бы сожженные мосты, но
В пять-пятнадцать с первого пути
уходит поезд...

Ирина Богушевская

 Очень интересно жить в Москве. И чем дольше, тем интереснее. Это, видимо, вариация на тему «что имеем – не храним...» и т.д. Так или иначе, прошедший сентябрь и начало октября принесли с собой столько интересных новостей, событий, мыслей и т.п., что мне, право, становится немного грустно от того, что вскоре придется вновь покинуть «историческую родину» и отправиться обратно в «северную Пальмиру». Гонцы из Питера сообщают, что жизнь там продолжается и, более того, кипит. И все же есть ощущение, что такого яркого жизненного калейдоскопа, как сейчас, у меня не было уже давно, и неизвестно, когда будет в следующий раз. А впрочем, как утверждается в вездесущей рекламе Nescafe, «все только начинается».

Очередная задержка с обновлением ММВ вызвана целым рядом причин, перечислением которых я не стану утомлять читателей. Хотя нет, есть одна, которой все же стоит поделиться из самых, что ни на есть корыстных побуждений: у нас есть намерение поступить в этом октябре в аспирантуру МГК, так что ругань в наш адрес приветствуется в течение всего месяца.

В очередной раз не стану анонсировать текущее обновление за недостатком времени и места. Материалы подобрались интересные, однако, с ходу не могу припомнить ни одного, который хотелось бы как-то особенно отметить. Как всегда, мы предлагаем вниманию читателей вполне качественное и занимательное чтиво, однако, в этот раз обошлось без сенсаций.

Это что касается содержательной части Вестника. А вот по поводу всего остального сказать хочется очень много.

Прежде всего, те, кто знаком с нами достаточно давно, вероятнее всего помнит, что когда-то Вестник жил по адресу www.user.cityline.ru/~kons . Эта ссылка давно уже ведет в никуда, настоящий адрес Вестника всем известен, но сегодня мне хотелось бы с гордостью и без всякого сожаления проститься и со всем известным www.mmv.cityline.ru . В течение какого-то, возможно, довольно длительного времени этот адрес еще будет функционировать, но я призываю всех читателей внести в свои закладки новый адрес Московского Музыкального Вестника – http://mmv.ru . Собственно, завести такой адрес стоило сразу, да нам все как-то было недосуг...

Кроме того, очень вероятно, что в течение ближайшего месяца MMV.RU произведет несколько весьма впечатляющих слияний, в результате чего у нас появится еще больше поводов для того, чтобы называть себя порталом, а нашим читателям, возможно, придется изменить кое-какие адреса у себя в закладках.

И последнее сообщение, связанное с Вестником. Существующий уже сейчас веб-форум, ссылка на который есть у нас на первой странице, особенной популярностью не пользуется. Нам и самим он не слишком нравится, в первую очередь из-за недостаточной гибкости. Скоро мы представим вниманию наших посетителей новую версию форума, специально «заточенного» под наши нужды. Не исключено, что и «Гостевая книга», и «Барахолка» также станут частью нашего нового комплекса веб-дискуссий, так что следите за новостями MMV.RU.

Много чего интересного случилось в последнее время в Сети. Вообще, надо сказать, что за последний год появилось больше сайтов об академической музыке, чем за предыдущие три. У меня это вызывает двойственные чувства. С одной стороны, я прекрасно помню времена, когда сайтов о классике на русском языке не было вовсе, и c этой точки зрения нынешнее относительное разнообразие, конечно, не может не радовать. А с другой стороны, видимо, должно пройти еще немало времени для того, чтобы это разнообразие стало, наконец, рождать более или менее ровное качество. В свое время это происходило и с российскими новостными сайтами, и с так называемыми «развлекательными порталами», и вообще, я думаю, должно и будет происходить в любой области «сайтостроения». Другое дело, что российский «классический» интернет развивается довольно медленно, поэтому на то, на что в других областях ушел год-полтора, у нас может уйти в несколько раз больше времени. Если только не случится каких-либо неожиданных инвестиций в новые проекты.

Первой ласточкой на этом пути стал Music.Ru, хотя проект пока, к сожалению, совсем не оправдывает моих личных ожиданий. Теоретически, наверное, можно ожидать, что и какая-то другая компания может пожелать вложить деньги в создание нового сайта о классике. Но практически я в это верю очень мало, и вот почему.

Единственной причиной появления Music.Ru вообще и раздела о классике внутри него в частности является то, что компания Port.Ru последовательно и активно занимается расширением своего влияния на российскую сетевую аудиторию. Это декларировал г-н Голанд в своем интервью журналу «Интернет», и это очень заметно даже невооруженным глазом. Чем больше у Port.Ru будет сайтов, и чем большую аудиторию они будут охватывать по отдельности и особенно вместе, тем выше будет стоимость самой Port.Ru. Мысль изложена, конечно, примитивно, но дело обстоит именно так. Так что Music.Ru суть лишь небольшая часть строящейся империи. Из этого, правда, не следует прямо, что проекту была с самого начала уготована судьба стать «одним из», но риск был весьма велик. Во всяком случае, ни про один из сайтов от Port.Ru, кроме, пожалуй, Mail.Ru, пока нельзя сказать, что это штучный товар. Напротив – это поток, конвейер, и более того, никто, вроде бы, не собирается ни скрывать этого, ни оспаривать. Вот и Music.Ru, будучи весьма качественным продуктом имперских амбиций компании-производителя, несет в себе все достоинства и все недостатки конвейерного производства. Это что касается Music.Ru, речь о котором зашла потому, что это чуть ли ни единственный русскоязычный сайт, на котором есть раздел об академической музыке, и материалы действительно оплачиваются.

Однако другой компании, похожей на Port.Ru, у нас сегодня нет. И не похоже, чтобы она собиралась возникнуть в ближайшем будущем. Таким образом, ждать, что кто-либо может создать сайт о музыке из тех же соображений, что и Port.Ru, но с учетом всех просчетов последней, сегодня не приходится.

Другие деньги, которые, в теории, могут быть вложены в такой сайт, лежат у владельцев звукозаписывающих фирм. На сегодняшний день ситуация в классической музыке складывается практически так же, как и в эстрадной, т.е. основными «двигателями прогресса», зачинателеми рекламных кампаний и устроителями наиболее шумных «акций» тайно или явно, но становятся именно звукозаписывающие фирмы. Таким образом, логично будет предположить, что самые большие деньги в создание сайтов о классике должны вкладывать тоже они. Так, по крайней мере, дело обстоит по ту сторону речки, т.е. на Западе. Но сегодня я не знаю ни одной российской фирмы, которая бы серьезно занималась классикой, и у которой бы дела при этом шли настолько хорошо, чтобы иметь в планах расширение своего влияния на Сеть.

Наконец, третий вариант – та или иная форма меценатства. Этим, к примеру, занимается Ситилайн, поддерживая MMV.RU, этим занимаются и некоторые другие провайдеры. Однако, тех средств, которые выделяются в подобных случаях, обычно не хватает для создания современного и конкурентоспособного ресурса. Причина в том, что сегодня (впрочем, я подозреваю, что такая ситуация сохранится чуть ли не навсегда) аудитория, которой интересна академическая музыка настолько мала, что вкладывать в эту область значительные средства не имеет смысла, поскольку те же деньги можно, скажем, порвать или сжечь, и пользы будет не меньше. Она мала и в офф-лайне, но в Сети она мала настолько, что об этом даже неудобно говорить. Так что вкладывать в сетевую классику живые деньги компании, бизнес которой никак не связан с музыкой – бессмысленно.

Итак, понятно, что еще по меньшей мере год, а то и два, академическая музыка в Сети будет освещаться, обсуждаться и оцифровываться только энтузиастами. Т.е. теми же, кто это делает и сейчас. Возвращаясь к тому, с чего я начал этот разговор, дело сейчас идет лишь о том, насколько качественными будут те ресурсы, которые создают эти самые энтузиасты. До последнего времени практически все сайты об академической музыке несли на себе отпечаток дремучей сетевой безграмотности. Раньше всего это было заметно по оформлению, но и все остальное, что касалось вновь возникающих проектов, вызывало много вопросов. Не могу сказать, что в момент запуска ММВ сам я был как-то особенно подкован в этом смысле, но ведь тогда и время было другое. Грубо говоря, в начале 1997 года интернет вообще и, уж конечно, российский интернет в частности являлись своего рода фронтиром, где чуть ли не каждое решение было эксклюзивным и проверялось только временем – иных способов проверки просто не существовало. Но сегодня, когда о создании, раскрутке и развитии сетевых проектов сказано и написано так много, кое-что из того, что делают мои уважаемые коллеги, кажется по меньшей мере странным.

И тем более приятно видеть появление таких сайтов, как, скажем, Opera-News.Ru . Этот сайт открылся лишь в августе, и пока сложно сказать, какой будет его судьба. Пока опубликованных материалов не так много, прогнозировать, насколько серьезным и интересным окажется проект в целом, сложно. Впрочем, нельзя не отметить, что доступные сегодня материалы читаются, прямо скажем, с интересом. Кроме всего прочего, нельзя не отметить, что сайт создан и патронируется Евгением Цодоковым, который должен быть известен любителям оперной музыки по крайней мере как составитель недавно вышедшего словаря «Опера». Как человек, уже успевший оценить энциклопедический труд г-на Цодокова, могу сказать: если сайт будет хотя бы вполовину так же хорош, как и словарь, через некоторое время Opera-News.Ru станет весьма популярен.

На данный момент, к сожалению, налицо некоторые сложности, которые испытывают создатели проекта с информационным наполнением, говоря проще – нехватка авторов. Это мне, кстати говоря, очень понятно и близко. Правда, учитывая название проекта, можно было бы предположить, что основной упор будет сделан не на аналитику статьи, а на новости, интервью и т.п. Такое развитие событий было бы еще более приятным, т.к. прекрасно известно, насколько сложно, живя в России, получать актуальную информацию о музыкальной жизни за рубежом. Если у г-на Цодокова и его соратников найдутся источники, готовые регулярно снабжать новый проект свежей информацией, вышло бы очень неплохо.

Единственное, что остается для меня непонятным в связи с этим проектом - загадочный «Клуб», стать членом которого можно без видимых сложностей, но не получив после этого ничего особенно полезного. В то, что авторы сайта таким способом просто собирают информацию о своих пользователях, как-то не верится. Скорее всего, еще просто саами не знают, что же это за клуб такой. Подозреваю, что в итоге вся затея кончится организацией обычно форума, но с обязательной регистрацией. Очень может быть, что этот форум будет иметь успех. Во всяком случае, периодическое наблюдение за единственным российским «оперным» форумом на www.mariinsky.ru показывает, что его обитателям постепенно становится тесно в рамках обсуждения только деятельности Мариинки. Разговор все чаще съезжает на обсуждение других тем, и Opera-news.Ru вполне сможет сыграть на этом. Если конечно, сможет оперативно и регулярно предлагать своим посетителям и что-то еще помимо форума.

Правда, я не совсем уверен в том, что время для настолько узконаправленных проектов уже пришло. Дело все в том же: не настолько уж велико количество людей в нашей Сети, которые интересуются классикой вообще, чтобы уже выделять внутри них некую группу, которой интересна конкретно опера. В офф-лайне, безусловно, есть смысл говорить о любителях оперы, балета, камерной музыки, симфонической и т.д., а вот оправдано ли это деление сегодня в Сети – для меня большой вопрос. Может статься, что и не совсем. Впрочем, если рассматривать Opera-News.Ru а качестве задела на будущее – тогда еще куда ни шло. Но если говорить о требованиях момента, то я потому и потратил так много места выше на обсуждение того, кто нынче готов потратиться на создание или приобретение большого проекта об академической музыке в целом, что пока что не вижу смысла в дифференцировании «сетевых» любителей музыки. Конечно, гораздо легче не браться за все сразу и все делать наполовину, чем так часто грешит Вестник, а разрабатывать ровно ту тему, в которой ты разбираешься лучше всего. Но средний пользователь как раз не слишком любит свободный серфинг по разным сайтам, предпочитая находиться в одной системе, где ему предложат и то, и другое, и третье. Опыт многих сетевых начинаний явно говорит о том, что получить постоянного лояльного пользователя можно, лишь предложив ему полный комплект услуг. Не хочу проводить прямые аналогии, но, скажем, деятельность уже упоминавшейся сегодня компании Port.Ru построена именно на такой предпосылке. Именно исходя из этих соображений, я уже в который раз твержу: нет сейчас смысла строить десять специализированных сайтов. Гораздо умнее будет построить один, в рамках которого каждый как раз и будет заниматься тем, что лучше всего умеет.

В продолжение оперной темы, не могу не обратить внимания на еще один недавно появившийся сайт, создателем которого является также весьма известный в определенных кругах человек по имени Юрий Димитрин. Его проект рассказывает об одном, весьма редко обсуждаемом элементе оперного спектакля – либретто. Не думаю, что в ближайшее время этому проекту кто-либо сможет составить конкуренцию, т.к., против вероятных ожиданий, «Либретто во сне и наяву» не является сборником текстов опер. Рассказывать о том, что есть на этом сайте– занятие неблагодарное, легче просто зайти. Оформлен он тоже вполне прилично. Итак, сайт о либретто от последнего либреттиста в мире ждет своих посетителей. Думаю, они не замедлят появиться.

Довольно занятный список рассылки возник в сентябре. Организовал его довольно известный сетевой персонаж по имени Андрей Рубцов. Список называется ru_classic и базируется на бесплатном сервере рассылок E-groups. В настоящее время на него подписано не так много народу, в основном это авторы известных сетевых музыкальных проектов, в том числе и имеющих отношение в MMV.RU. С момента запуска списка на нем велись довольно интересные обсуждения, в которых успел поучаствовать и я. Пока что трафик получается небольшой, так что подписаться рассылку можно без особенного ущерба для своего почтового ящика. Если же по каким-либо причинам подписываться желания не возникает, можно просто почитать архив писем, который обновляется в реальном времени. Единственная проблема в этом случае – кодировки.

Осталось еще несколько тем, которые я хотел бы развить сегодня, но боюсь, что и так уже злоупотребил вниманием читателей. Думаю, до конца этого месяца можно будет ожидать еще одну Колонку, в которой я постараюсь рассказать о том, о чем не успел рассказать сегодня. А пока –приятного чтения.

До скорого!

 Борис Лифановский
boris@lifanovsky.com

 PS. Да, что касается эпиграфа... Это просто мысли вслух. :)



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.