Назад

Главная страница

 


Однажды в Америке…

Профсоюзы - школа коммунизма!

В.И.Ленин

   Месяц, проведенный мной в США, оказался на удивление богат впечатлениями, как музыкального, так и не музыкального характера. О последних вряд ли имеет смысл писать на страницах ММВ, а вот что касается музыкальных впечатлений, то думаю, что ближайшие две-три мои колонки будут если не целиком, то в значительной мере посвящены их изложению.
   В целом можно сказать, что жизнь американского музыкального сообщества (т.е. исполнителей, слушателей, композиторов и т.д.) отличается от жизни российского музыкального сообщества точно так же, как жизнь среднего американца отличается от жизни среднего россиянина. На первый взгляд в Америке жить гораздо легче, проще, а главное количество затрачиваемых усилий прямо пропорционально получаемой отдаче, в том числе и финансовой. Однако у любой медали всегда есть две стороны, и в определенных ситуациях достоинства американского стиля жизни и работы могут обернуться серьезными недостатками. Думаю, что подробнее об этом мы поговорим в одной из следующих колонок, а сейчас мне хотелось бы рассказать об одном из наиболее ярких впечатлений поездки, связанном с работой американских профсоюзов.
   Для начала следует объяснить, в составе какого коллектива я путешествовал. Американо-Российский Молодежный оркестр был организован в 1987 году. С тех пор ежегодно в оркестр играют конкурс молодые люди (18-25 лет) из России и Америки, и в течение одного-двух месяцев в году оркестр проводит мировое турне. Таким образом, каждый год оркестр на 90 процентов состоит из новых людей, поэтому большое внимание перед турне уделяется репетициям. Кроме того, с недавнего времени под маркой ARYO (American Russian Youth Orchestra) стали проводиться и турне, во время которых исполняется только камерная музыка. Одно из них проводилось в прошедшем сентябре при моем скромном участии.
   В турне по шести городам США принимали участие 15 человек (7 из России и 8 из Америки). Среди прочего, целью ставилось и распространение информации о предстоящем в июне-июле 1999 года мировом турне ARYO. Предполагалось, что музыканты должны по ходу дела записать CD с программой турне, который руководство ARYO предполагало впоследствии использовать в качестве рекламного материала. Но не тут-то было.
   Запись должна была происходить в течение 8 часов, с 10 утра до 6 вечера. Как выяснилось позже, пятеро американских ребят оказались членами профсоюза музыкантов. Один из них накануне позвонил в местное отделение профсоюза (дело было в Нэшвилле). Перед записью планировалась репетиция, на которой совершенно неожиданно для всех, особенно для менеджеров, появились три человека, оказавшиеся представителями профсоюза. Представившись, они заявили, что записи либо не будет вовсе, либо музыкантам за нее будут платить. Возражения администрации, основанные на том, что запись вроде бы не предназначается для коммерческого использования, приняты не были.
   На этом месте, мне кажется, следует пояснить, почему американцы ставят профсоюз выше своего "непосредственного" оркестрового начальства и каким образом профсоюзы имеют возможность защищать музыкантов и давить на администрацию оркестров.
   Надо сказать, что в российских оркестрах принципиально иной подход к работе, нежели в американских. Естественно, то же самое происходит и в других областях деятельности, но уж позвольте сейчас говорить только о том, что мне известно наверняка. Так вот, в России самым главным начальником для оркестрового музыканта является дирижер. Он может выгнать человека с работы по любой причине, может отстранить от поездки… От того, как складываются у музыканта отношения с дирижером, зависит его карьера в этом оркестре. Одним словом, дирижер может все. В Америке иная ситуация.
   Прежде всего, дирижер там занимается только тем, для чего он собственно и предназначен: дирижированием. Поэтому для американцев дирижер - другая, чем для нас, величина. Они его не ставят так высоко, как мы. То есть они ценят его как музыканта, может быть даже выше, чем мы своего, но в Америке музыкант не зависит от дирижера так, как в России. Оркестрант к дирижеру относится бескорыстно: я музыкант и он музыкант. Он меня во много раз сильнее. И я уважаю его. Бескорыстно.
   Административным же управлением оркестра занимаются менеджеры. Дирекция, другими словами. Однако и они не имеют слишком большого влияния на музыканта. Реальной силой, способной заставить оркестр что-либо делать, является профсоюз. Этой организацией установлены определенные правила, в соответствии с которыми должен работать любой коллектив. Скажем, репетиция не может идти подряд дольше, чем 1 час 15 минут. После этого времени должен быть объявлен перерыв не меньше, чем на 15 минут. Или другое правило, "жертвой" которого стал ARYO: любая запись должна быть оплачена из расчета не менее чем 45 долларов за час записи.
   Дирекция ARYO провела полтора часа в попытках уговорить профсоюз разрешить не платить музыкантам за эту запись, однако это ни к чему не привело. В итоге сошлись на том, что запись будет продолжаться не восемь часов, а три, и в ней будут участвовать не 15 человек, а 10. Оказалось, что студия была оплачена заранее, а вдобавок к этому пришлось еще и как-то переигрывать смету, чтобы иметь возможность оплатить музыкантам запись.
   Для американцев это событие, вообще говоря, не представляло собой ничего особенного. Не могу даже сказать, что дирекция оркестра была сильно расстроена таким поворотом. То есть, конечно, для них это было довольно серьезной неприятностью, поскольку дело было связано с лишними тратами, однако в целом мне показалось, что все были к этому готовы. Глядя на взаимоотношения дирекции оркестра и представителей профсоюзов во время переговоров, лично я не мог избавиться от ощущения, что на моих глазах разыгрывается что-то вроде шахматной партии. Когда правила известны всем, и остается лишь наблюдать, кто кого "переиграет". В этот раз сильнее оказались профсоюзы.
   Для российских ребят все это также не было большой неожиданностью, так как в наше время, по-моему, все уже наслышаны о могуществе западных профсоюзов. И все же, когда все заканчивается просто разговорами - это одно. А когда в твой личный карман внезапно попадает довольно приличное количество денег, на которые ты даже не рассчитывал - это совсем другое.
   Сегодня, когда Россия находится в гораздо худшем положении, чем даже полгода назад, конечно, странновато вспоминать о "правовом государстве" и т.п. - выжить бы… И тем не менее, однажды кризис пройдет, а проблема останется: российский музыкант никем не защищаем! Сейчас в нашей стране музыкант, поступая на работу в какой-либо оркестр, во многих случаях заключает контракт. Но большинство предпочитает не думать о том, что в наших условиях цена этим контрактам - грош, потому что в стране до сих пор нет юридической базы для контракта. Сегодня юридически обоснована только договорная система, а ведь договор - это далеко не контракт. В случае нарушения условий контракта со стороны нанимателя, музыкант не сможет ничего сделать, чтобы защитить себя.
   В связи с этим практически невозможно сейчас создать и реально действующий профсоюз. Номинально профсоюзы существуют, кажется, студенты музыкальных ВУЗов (не знаю, как насчет других) даже регулярно отчисляют какие-то проценты в пользу профсоюзов. Но до того момента, когда профсоюз действительно сможет работать, еще очень и очень далеко.
   Этот пример из американской жизни показался мне достаточно жизненным и интересным для российского читателя. Кроме того, мне кажется, что в нашей музыкальной среде пока слишком редко возникает мысль о том, что музыкантам нужен работающий профсоюз. А ведь это, пожалуй, единственный выход из ситуации с бесправием российских музыкантов.
   Разумеется, кроме проблем с законодательной системой, существуют и иные проблемы. Хотя бы одно то, что психология российских музыкантов (да и не только музыкантов) сильно отличается от психологии американцев, делает задачу профсоюза более сложной. Впрочем, возможно, что воспитанием истинного духа коллективизма также должен заниматься профсоюз?
   Профсоюз отнюдь не представляется мне панацеей от всех бед. Однако я уверен, что создание сильного профсоюза является одним из важнейших условий для упорядочивания российской музыкальной действительности.
   Было бы крайне интересно услышать мнения читателей по поводу всего вышеизложенного. А в следующий раз я попробую коснуться того, какие недостатки несет с собой существование сильного профсоюза.

Мой адрес для переписки по-прежнему - boris@lifanovsky.com  .
Искренне ваш,

Борис Лифановский




Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.