Назад

Главная страница

 


Ужасный век… или
"золотой"?

Нет ничего, что было бы хорошим иль дурным,
Но делает его сознанье таковым
.

Брут у Шекспира

 Нет, я не пессимист. Пессимизм значит - не видеть более никакой задачи. Я вижу еще столько нерешенных задач, что, боюсь, на них у нас не хватит ни времени, ни людей.
Освальд Шпенглер

   В личной переписке с некоторыми людьми я обещал, что в сегодняшней Колонке будет рассказана душераздирающая история о том, как мы делали неофициальный сайт XI Международного конкурса им. Чайковского. Я взялся за работу, но тут вдруг выяснилось, что для того, чтобы подготовить этот материал, требуется не пол-ночи (как в случае с обычной Колонкой), а пять-шесть дней. В связи с этим я прошу прощения у всех, кто ждал этот материал сегодня, и обещаю, что он появится не позже 7 ноября.
   Тут, кстати, мы касаемся еще одной организационной темы. Дело в том, что 8 ноября я, а также исполнительный редактор Илья Норштейн, в составе камерного оркестра Московской консерватории отбываем на двадцать дней в Испанию. Таким образом, 6-й выпуск Вестника появится не 15, а, как я уже сказал, не позже 7 ноября.
   И, наконец, третье очень важное сообщение. Редакция ММВ всегда с большим уважением относилась к мнению читателей о журнале и о том, в какую сторону ему необходимо развиваться. Мы никогда не испытывали недостатка идей, а в следующем выпуске опубликуем очередную довольно обширную анкету, с помощью которой надеемся узнать мнение читателей о том, какие из наших идей стоит начать претворять в жизнь в первую очередь и в какую сторону вообще нам плыть дальше. Для нас очень важно получить максимально большое количество ответов: ориентируясь на них, мы будем корректировать работу "Вестника" в соответствии со вкусами читателей. Так что я очень прошу всех не пожалеть пять минут и поделиться с нами своими соображениями.
    Теперь поговорим "о вечном". На прошедшей неделе наблюдался какой-то небывалый всплеск читательского интереса к моему электронному адресу. Сразу несколько человек решили прислать мне ссылку на результаты опроса, проведенного музыкальным обозрением "Нотоносец":

"Золотой век русской музыки: впереди/позади/настал".
   Подавляющее большинство ответивших (71%, точная цифра не приводится) сошлось на том, что "золотой век" - позади… Ведущий обозрения Алексей Чарыков опубликовал свои комментарии к этим результатам, а мне хотелось бы просто немного порассуждать на эту тему.
   Возможно, кто-то может быть шокирован таким результатом. Я же, в первую очередь, озадачен самой постановкой вопроса. Прежде всего, непонятно, что в данном случае подразумевается под "русской музыкой"? Лично у меня есть несколько вариантов трактовки этого термина, и я до сих пор не решил, какой из них верный. По меньшей мере, можно раздумывать о том, идет ли речь о музыке академической или о музыке эстрадной? Любителей дискутировать о разнице между этим двумя понятиями прошу не беспокоиться, так как лично для меня демаркационная линия между ними пролегла уже давно. В сжатом изложении она выглядит следующим образом.
   Музыка академическая требует от слушателя определенного интеллектуального уровня, а, кроме того, не приемлет "фонового" прослушивания, т.к. предполагает некий интеллектуальный и эмоциональный отклик. Музыка эстрадная, напротив, не требует от слушателя ни малейших интеллектуальных затрат и не нуждается в отклике на более высоком, чем физиологический, уровне. Тем, кто знает английский язык, может быть интересен следующий пример: разница значений слов "performer" и "entertainer". Последнее слово как раз лучше всего характеризует представителя эстрадной музыкальной культуры.
    Так вот, если речь все же идет об эстрадной музыке, то я от комментариев воздержусь в принципе - поскольку экспертом в этой области себя не считаю. А если разговор идет об академической музыке, то все же остается вопрос, что подразумевать под "золотым веком" - то есть, каковы критерии.
    Российская музыкальная культура в полной мере осознала себя национальной музыкальной культурой примерно к середине XIX столетия. До этого времени шел период накопления, когда российские музыканты не были широко известны в мире (хотя, разумеется, и тогда существовали замечательные музыкальные явления - вспомним хотя бы Фомина или Бортнянского). Однако в середине XIX века произошел качественный скачок и российская музыка стала заявлять о себе гораздо активнее, чем прежде. Настолько активно, что примерно за 150 лет Россия в музыкальном отношении дала миру ничуть не меньше, чем, скажем, Германия или Италия (музыкальная история которых ощутимо длиннее), и уж конечно больше, чем, например, Англия или США (хотя упоминать эту страну в таком контексте и, мягко говоря, не совсем корректно).
    Поясню свою мысль конкретным примером. На фоне титанов (Глинки, Чайковского, Мусоргского и т.д.) несколько затерялись другие имена, причем затерялись незаслуженно. Скажем, Сергей Иванович Танеев нам известен в первую очередь как директор Московской консерватории и музыкальный теоретик. О том, что Танеев был композитором обычно упоминается вскользь и как-то сквозь зубы: мол, чем бы дитя не тешилось… Вот Чайковский - это да! А между тем Танеев был очень даже неплохим композитором - во всяком случае, те же англичане (родись Танеев в Англии) носились бы с этим именем везде и всюду, пылинки с него сдували и - играли, играли, играли… В России (и не только) Танеева исполняют мало. Зачем, если есть масса других российских композиторов. А западные музыканты только копируют отношение россиян к этому композитору.
    С другой стороны - смотрите сами, во что, например, финны превратили своего Сибелиуса. То есть это, конечно, выдающийся композитор, но ведь, все-таки, не Чайковский и не Прокофьев…
   К чему я это написал? Конечно, не для того, чтобы обидеть финнов. Просто за какие-то жалкие 150 лет мы (россияне) успели избаловаться настолько, что уже просто хорошая музыка нам не подходит - мы привыкли к гениальной. А ведь был же еще и XX век, и тоже - масса блестящих композиторов!
   Обсуждать так же подробно мировое исполнительское искусство и роль России в нем считаю совершенно излишним - выводы, по-моему, напрашиваются сами собой. Вот только не откажу себе в удовольствии лишний раз вспомнить о том, что до сих пор все струнники мира стремятся учиться у российских педагогов или у выходцев из России.
    Теперь вернемся к тому, с чего начали - к "золотому веку". В свете всего вышесказанного, какой же период российской музыкальной истории можно так назвать? Это конец XIX века (Чайковский, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков)? Или начало XX (Рахманинов, Глазунов, Скрябин)? А может быть середина XX века (тот же Рахманинов, Прокофьев, Шостакович)? Забыв на какое-то время о скромности, можно сказать, что и среди наших современников есть масса замечательных композиторов: это и Борис Тищенко, и Александр Чайковский, и Софья Губайдулина, и Тихон Хренников… Опять же - это что касается творцов музыки. С точки зрения исполнительства - примерно та же ситуация: Михаил Плетнев, Виктор Третьяков, Наталья Гутман, в конце концов - Мстислав Ростропович, Юрий Башмет, Квартет им. Бородина… Все эти имена - не история, а наш сегодняшний день!
    Если честно, то я и сам в минуты душевной слабости люблю пофилософствовать с друзьями на тему "куда оно всё делось". Но пессимизм хорош в меру, а на самом деле "откуда что берется" - тема намного более актуальная.
    Не так давно одна моя знакомая высказала следующее соображение, которое мне показалось довольно интересным, по крайней мере, куда как более конструктивным, чем ставшая обыденной тоска от непреодолимости проблем:
   "…и в театры я буду ходить - они-то почему-то не говорят - мы умерли, а ставят премьеры. А мы им в ответ: какие премьеры - сейчас кризис? <…> Умирает все не из-за кризиса, а из-за невостребованности. Я не хочу, чтобы театр умер, и никто не хочет…"
    И вот кто-то идет в театр, кто-то - в концертный зал. И на сцену и там, и там кто-то тоже выходит - не без этого, конечно… А в стране тем временем - кризис и этот… крах финансовой системы. И золотой век, как назло, в прошлом…
   Нам кажется, что время, в которое мы живем, совсем не похоже на "золотой век". А может…

Искренне Ваш,

Борис Лифановский
boris@lifanovsky.com




Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.